Представленные конгрессу доклады ряда стран свидетельствуют о новых успехах в области применения цемента в дорожном строительстве, достигнутых со времени последнего конгресса (Вашингтон, 1930 г.). Эти успехи, в противоположность тому, что наблюдалось раньше, связаны главным образом с повышением качества строительства бетонных одежд в большинстве стран на основе использования имеющейся по данному вопросу технической литературы.

Дорожное строительство и цемент.

Строительство бетонных дорог в своем развитии находило до сего времени преимущественное применение на внегородских дорогах. В городах бетонная одежда в последнее время также стала применяться в больших размерах благодаря тому, что стали укладывать различные канализованные проводки (водопровод, газ, электричество и т. п.) под тротуарами во избежание вскрытия мостовой, а на перекрестках - проектировать специальные каналы, для пропуска в будущем различных канализации.

Настоящий доклад разделяется на три части:
1) Достижения в строительстве бетонных дорог.
2) Достижения в строительстве цементированных щебеночных шоссе.
3) Достижения в области бетонных оснований для прочих видов одежд.


Все доклады указывают на необходимость приспособления дорожных одежд к возрастающему автомобильному движению. Ввиду этого в разных странах были предприняты научные и практические исследования с целью создания типов высококачественных, свободных от трещин и экономичных дорожных одежд. Достижение этой цели связано с соблюдением нижеследующих условий:

1) Грунт должен быть хорошо дренирован и тщательно укреплен.
2) Следует применять только стандартные, медленно твердеющие цементы с большим сопротивлением сжатию и разрыву.


В некоторых странах применяют только быстро твердеющий цемент, в других такие цементы применяют лишь в тех случаях, когда требуется быстро открыть движение, так как условие всемерного сокращения перерыва в движении при производстве работ выдвигается всеми странами без исключения.
В Венгрии на опытной дороге пробовали ускорить сооружение дорог применением бокситового цемента; однако полученная одежда не выдержала движения.

В Японии положительные результаты достигнуты применением веществ, ускоряющих твердение.
При выборе инертных материалов следует главным образом обращать внимание на его происхождение, прочность, кубическую форму и подбор по гранулометрическому составу (минимум пустот).
Почти единодушно рекомендуется механическое перемешивание предпочтительно перед ручным.
Воду следует вводить равномерно и в минимальном количестве.

Следует применять только самые надежные средства для уплотнения, как-то: дощатые и молотковые трамбовки, вибраторы и т. д.
Так как почти во всех странах на бетонных покрытиях шириной более 5 м образуются продольные трещины, то рекомендуется устраивать продольные швы в тех случаях, когда ширина покрытия достигает или превосходит 5 м.
Расстояния между поперечными швами следует назначать в зависимости от свойств грунта и климатических условий. Так, например, в Англии рекомендуются расстояния между швами не свыше 15 м, в то время как в Швеции считают возможным без риска доводить их до 30 м. Малые расстояния установлены в Швейцарии (6-12 м) и в Италии (5-10 м).

Среди различных видов швов (швы расширения, швы сжатия, ложные швы) предпочитают швы расширения. Во французском докладе сообщается о применении нового типа шва, прорезаемого в одежде тотчас же по затвердении бетона.

Счетчик