Раз современное здание стало чисто техническим произведением, то современная архитектура должна довольствоваться сомнительным орнаментом или, точнее говоря, театральной декоративностью.

Эпоха машин. Современное здание

В самом деле, чем является голый интерьер современного конторского или доходного дома, как не сценой, декорации которой могут измениться в любой момент и которая может стать местом для новой постановки? Этому сходству надо, как мне кажется, приписать то обстоятельство, что современная внутренняя отделка так смело присваивает себе образцы и эффекты сценических декораций. Какой-то газетный критик упрекнул Нормана Бель-Гедса - в том, что интерьер театра Чентури оформлен как собор; точно так же интерьер современного небоскреба может отделываться как фабрика, контора или квартира.

Есть вполне определенное основание к тому, что почти каждая деталь машинного здания опирается на имеющийся уже образец и избегает всего индивидуального. За исключением входа, во внутреннем устройстве здания архитектор не принимает никакого участия. Раз уже архитектор ущемлен в решении этой проблемы, то что же сказать про ремесленников и про оставшихся в небольшом количестве художественных ремесленников, которые должны выполнить свою часть работы при кладке кирпичей и камней, при соединении труб или при оштукатуривании потолков? Прошли те времена, когда они могли проявить интеллигентность и мастерство, не говоря уже о художественном вкусе; они могли бы с таким же успехом изготовлять картонные коробки или сковороды, настолько обезличено все, над чем они. работают. Можно ли после этого удивляться, что исчезла гордость, достижениями архитектурной корпорации? Как могут быть удачными работы над зданием, которое «должно быть построено как можно дешевле и продержаться пятнадцать лет?»

Счетчик