Первые требуют очень значительной ширины, так как через них устремляются за город людские потоки, которые в воскресные и праздничные дни принимают особенно мощные размеры. Чтобы можно было упорядочить это массовое движение, достаточно многообразное в своем пестром смешении пешеходов, велосипедистов, экипажей, трамваев, автомобилей - здесь тоже должны быть устроены особые пути для быстрого сообщения.

Новейший город как архитектурная проблема. Упорядочение уличного сообщения

Для автомобилей и трамваев должны быть созданы отдельные полотна, велосипедисты и верховые также должны иметь отдельные пути, а часто представляется еще желательным, чтобы вдоль тротуаров были проложены узкие пути для более медленных экипажей. Быстрое сообщение облегчается, если на главных улицах совершенно избегаются перекрестки и на их местах устраиваются путепроводы и тоннели. Таким путем экипажам предоставляется возможность развить высшую скорость, на какую они способны. Кроме того, с этой целью поперечные улицы, доставляющие главному потоку новые массы, вводятся в основные транзитные улицы лишь через относительно длинные промежутки. В новейшее время начали, учитывая рост автомобилизма, устраивать в периферийных районах для автомобильного сообщения мощно укрепленные улицы.

Таким путем удастся в будущем совершенно очистить от автомобильного движения некоторые районы, обладающие особыми ландшафтными преимуществами, так что для жителя большого города наслаждение свежим лесным воздухом во время прогулок не будет больше отравляться пылью.

Большие трудности представляет иногда упорядочение уличного сообщения во внутренней части города. Чтобы держать постоянно в берегах беспокойный поток, движущийся между магнитными полюсами городского сообщения, - вокзалами и пристанями, банками и биржами, торговыми домами и рынками - нужно частью провести через внутренний город новые улицы, частью же расширить старые, которые уже недостаточны по своим размерам, вследствие транспортной перегрузки. Если при этом должен быть затронут старый город, если, скажем, в исторических кварталах старого города требуется сделать прогоны, которые угрожают существованию ценных в художественном и историческом отношениях памятников, тогда во многих случаях должны возникнуть серьезные конфликты, счастливое разрешение которых требует от городского архитектора верного чутья художественной ситуации.

В частности, трамвай должен совершенно исчезнуть из внутреннего города. Так как он, будучи связан рельсовыми путями, не может отклоняться в сторону, то он часто вызывает сильное застопоривание движения. Поэтому в Лондоне трамвай ходит лишь в периферийных районах. Он доставляет пассажиров до границы внутреннего города; здесь их принимает легко подвижный автобус и привозит к самому центру сити. Если такого рода мероприятий недостаточно для того, чтобы устранить существующие трудности сообщения, то в ряде случаев старые улицы с ценными зданиями можно предохранить от разрушения, отстроив нижние этажи домов в виде аркад и галерей для пешеходного движения; результатом этого будет более широкий проездной путь для экипажей. Впрочем, требования, которые предъявляет транспорт к ширине улиц, иногда сильно преувеличиваются (например, в Лондоне на Олд-Бродстрит, проезжая часть которой имеет в ширину 8 м, проходят ежечасно до 535 экипажей).

Счетчик