Первой империи создали предметы дворцовой и домашней обстановки, следуя требованиям моды, царившей в эту эпоху. Как это можно видеть во дворцах Компьена и Фонтенбло, не пострадавших от пожара, эта мебель богата, но тяжела в своем великолепии. Подобная мебель не может быть оценена по достоинству вне этих прямоугольных комнат, украшенных трофеями или античными фресками на коричневом или синем фоне, а также выпуклыми белыми и коричневыми арабесками, высеченными на красном и светлом обрезном камне.

Стиль ампир. Художники и архитекторы эпохи

Эту обстановку дополняли стены (как, например, стены тронного зала в Фонтенбло), обтянутые шелковыми тканями работы Пернона или Гранда. Теплые и колоритные золотисто и серебристо-белые тона этих тканей, рельефно выделяющихся на зеленом, красном или изумрудном фоне, заменили нежные, бледно вишневые или бледножелтые тона стиля Людовика XVI. Такой обстановке должен был соответствовать тип больших каминов этих дворцов. Небезынтересно сравнить камины работы Пиранези с камином, украшающим одну из комнат дворца в Компьене. Его поясной карниз украшен гирляндами и венцами, окруженными с двух сторон сфинксами,, его устои представляют собой крылатые задрапированные египетские кариатиды, а решотка украшена головами Горгон. В эпоху Империи требовалась парадная обстановка, пышность и богатство которой могли бы затмить великолепие произведений Лебрена и Гобеленов, но эта обстановка осталась, вопреки всему, выражением моды и обычаев, не созданных эпохой Первой империи.

В последние годы царствования Людовика XVI, и особенно в эпоху директории, вошли в моду большие зеркала, в изобилии украшавшие комнаты. С ними появились и подзеркальники, но не те, которые гармонировали в предшествующие годы с изогнутыми линиями деревянных и скульптурных украшений комнат, а отдельные подзеркальные столы, массивные и сильно выступающие, редкий мрамор досок которых украшался большими вазами или часами. Ножки этих столов, более или менее высокие, прямые или слегка изогнутые, представляли собой стоящих или сидящих химер или же крылатых сфинксов. Прочным и надолго установившимся успехом пользовались также и столы с одной ножкой, которые ставились посреди комнаты. Круглые и массивные эти столы имели толстую мраморную доску, опирающуюся на колонку из красного дерева, разветвленную на три части. Столь же: большим успехом пользовались стоячие овальные зеркала, ножки которых изображали ноги грифов; туалетные столики с восьмиугольным или квадратным зеркалом на ножке или без нее, чтобы в последнем случае быть поставленным на подзеркальный стол или комод; также и умывальники из дерева или бронзы, имевшие форму треножника и напоминающие предметы, найденные во время раскопок Геркуланума.

Деревянные части обстановки более не подвергались, как в предшествующие эпохи, скульптурной обработке, но часто покрывались красным или лимонным деревом, цвет которых вполне отвечал основным этрусским тонам. Эти предметы обстановки, подобные монолитам и созданные наподобие строений, были крайне однообразны, и схожие аппликации из дерева или бронзы не были в силах нарушить их неумолимую симметричность. Больше всего поражает незначительное место, отведенное комодам, шкафам, письменным и иного рода столам, в изобилии украшавшим комнаты в предшествующие эпохи.

Счетчик