Как профессионал до сих пор ландшафтный архитектор считается «озеленителем». Но уже ассирийцы, китайцы, японцы, римляне знали, что садоводство - большое искусство, и имена великих садоводов этих времен дошли до наших дней. Ландшафтный архитектор, разбираясь в садоводстве, дендрологии, декорировании, не является ни цветоводом, ни дендрологом, ни декоратором, это архитектор особого профиля, призванный решать сложные проблемы организации открытого пространства и его использования на благо и радость человека. Ландшафтная архитектура есть особая отрасль искусства и науки.

Ландшафтный архитектор.

Мы же это до сих пор не всегда понимаем. Озеленение у нас ещё не предмет искусства, а только предмет статистики: столько-то и столько-то посажено деревьев, кустов и цветов. Стоит вспомнить о грубых ошибках генерального плана Москвы, допущенных в использовании естественных условий (засыпка прудов, заключение ручьев в трубы, нивелирование рельефа и т. д.), чтобы убедиться в некомпетентности некоторых архитекторов не только в решении таких специальных объектов, как парки, скверы, бульвары, но и градостроительных пространств. Во всех культурных странах имеются тысячи профессиональных ландшафтных архитекторов: в одних только США есть 50 факультетов, которые с начала XX в. выпустили большое количество специалистов. Никакая градостроительная работа не проводится без участия ландшафтного архитектора; в городах наравне с должностью главного архитектора и главного инженера существует должность главного ландшафтного архитектора.

Пока градостроительство у нас не станет комплексной работой архитектора-планировщика и ландшафтного архитектора, оно будет однобоким и неполноценным. Это можно исправить только тогда, когда у нас будут кадры профессиональных ландшафтных архитекторов.

Обучение ландшафтной архитектуре лиц, не обладающих этими качествами, будет потерей времени и средств, так же как в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и других искусствах. Но человек, избравший эту специальность, должен иметь какую-то перспективу, должен чувствовать, что он вступает в мир искусства и науки.

Чтобы подготовить специалиста в области ландшафтной архитектуры, нужно раскрыть перед студентом общие законы эмоционального воздействия красоты на человека, законы и приемы композиции, научить его понимать красоту естественного ландшафта и ландшафта, созданного человеком, помочь освоить технику проектирования. Студент должен хорошо разбираться в современной биологии - знать основы ботаники, растениеводства, дендрологии, лесоводства, почвоведения, защиты растений; быть знакомым и с инженерно-строительными дисциплинами, с геологией, гидрологией, мелиорацией, дорожным строительством, вертикальной планировкой и земляными работами, с геодезией, водоснабжением, орошением и т. д.

Ландшафтная архитектура у нас - новая профессия. Поэтому ландшафтный архитектор должен быть пропагандистом своего дела, человеком широкого кругозора, знакомым со всем новым в искусстве и в науке, имеющим отношение к ландшафтной архитектуре. Это значит, что и общеобразовательные предметы должны найти место в программе обучения.

Таким образом, программа высших учебных заведений, готовящих специалистов в области ландшафтной архитектуры, должна включать:
эстетику - законы воздействия искусства на человека, общие законы и приемы композиции в ландшафтной архитектуре и искусстве;
изучение красоты естественного ландшафта, его составных элементов, их взаимосочетании и изменчивости (этот курс должен быть в основном практическим);
теорию и практику ландшафтной композиции и садово-паркового строительства (в основном лабораторные занятия);
историю садово-парковой архитектуры от древнейших времен до наших дней (лекционный курс с выездами для осмотра и анализа памятников садово-парковой архитектуры).

Счетчик