Проект собора арх. М. Ж. Пейра (1765) представляет собой богатую пространственную композицию, вписанную в круг. И тут еще налицо все признаки антично-барочных источников: греческий крест с центральным куполом и сводчатыми куполами приделов выдержан в плане Justice de Paix в Сен Дени (1780).

Архитектура классицизма. Проект собора арх. М. Ж. Пейра.

Пилястры с мощным архитравом, над которым возвышается свод, украшают приделы. Но одновременно с упрощением плоскостных оформлений упрощается и концепция пространства. Аналогичную эволюцию мы наблюдаем у Делафосса, эскиз двухэтажной ротонды с нижней и верхней галле-реями которого находится в Художественно-промышленном музее в Берлине. Так называемая Chapelle Expiatoire Людовика XVI в Париже, выполненная в 1816-1826 гг. Персье и Фонтаном, представляет собой лишь сопоставление четких пространственных блоков.

Та же эволюция наблюдается и в строительстве удлиненных сооружений. Несколько прекрасных проектов старого Ж. Ф. Блонделя помещено в его «Курсе архитектуры». Его комбинированный проект является результатом шести предварительных проектов. Начатая в 1763 г. для г. Парижа Контаном д Иври и незаконченная им церковь св. Мадлены, несомненно, достигла бы столь же значительного пространственного эффекта. Более упрощенным по сравнению с этим проектом, но все еще необыкновенно эффектным, является собор в Аррасе, первоначально задуманный Контаном д Иври как церковь аббатства, начатый им в 1755 г., затем ставший собором в 1800 г., законченный в 1830 г. и разрушенный в 1915 г.

При строительстве Сан-Филипп-де-Руль в Париже архитектору Шальгрэн мерещилась простота древнехристианских базилик. В 1768 г. Академия утверждает его проекты, в 1774 г. происходит закладка фундамента, и в 1784 г. здание завершается. Хоровой придел заканчивается одновременно с реконструкцией хоров в 1845 г. архитектором Тодд. Еще скромнее выполнена в 1780 г. церковь в Нераке. Церковь La Daurade в Тулузе (1773-1790) напоминает итальянские храмы типа Джезу с приделами в форме полукруглых абсид и глубокими хорами. Высокие окна тут еще врезаются эллиптическими поперечными бочарными сводами в продольный бочарный свод нефа храма. Середина церкви, отделенная широкими полосами строительных ферм от продольного нефа и хоров, выполнена по типу, перекрестных сводов. Украшение свода нервюрами, по-видимому, более позднего происхождения, насколько это оказалось возможным установить при беглом осмотре храма. Ж. Ф. Блондель осуждает перспективную роспись плафона («Cours», III, 419).

Счетчик