Какими же должны быть населенные места в коммунистическом обществе? Сохранятся ли существующие города, поселки и села или вместо них будут построены поселения нового типа? Правильно ли мы осуществляем застройку населенных мест, занимая под нее все большее количество сельскохозяйственных угодий, усложняя возможность контакта населения с природой, отдыха в природной среде?

Основы градостроительства. Процесс изменения городской застройки.

Не станут ли наши новые дома, построенные и строящиеся из прочных долговечных материалов, препятствием для трансформации квартир? Как организовать работу наших предприятий, транспорта, добычу полезных ископаемых и т. п., чтобы не нанести ущерба природе и обеспечить сохранность лесов, чистоту воды, воздуха и почвы?

Перечисленные выше проблемы, отражающие процесс изменения городской застройки как материальной среды, усложняются тем, что с развитием темпов роста народного хозяйства городское строительство будет осуществляться все более быстрыми темпами, что количество городского населения и площадь застроенных территорий будет увеличиваться.
Технология производства будет характеризоваться применением больших концентраций энергии, использованием сверхвысоких давлений, высокого вакуума, комплексной автоматизации производственных процессов, колоссальным повышением скоростей, строительством и эксплуатацией больших систем инженерных коммуникаций и т. п. Весь процесс производства от добычи и получения сырья до выпуска конечной продукции может быть полностью автоматизирован и управляем при помощи кибернетических машин.

Кооперирование ряда производств дает возможность значительно полнее использовать сырье и топливо и уменьшить санитарную вредность предприятий. Предприятия, производство которых будет сопряжено с выделением вредных отходов, могут быть построены в менее пригодных для жизни людей местностях, на крайнем севере, в Антарктике, в пустынях или на просторах морей и океанов. Часть жилья с высоким уровнем комфорта может быть построена вблизи этих предприятий.

Использование полезных ископаемых и сырьевых ресурсов морей и океанов ставит на повестку дня значительное расширение строительства промышленных предприятий и жилых комплексов непосредственно в море. Примером такого строительства являются «Нефтяные камни» на Каспийском море. Реальность морского строительства определяется расчетами, доказывающими, что добыча ряда ископаемых с морского дна зачастую значительно рентабельнее разработки их на суше.

Строительство на море санаториев и домов отдыха может значительно расширить возможность оздоровления населения, приезжающего на отдых к морю. Сейчас в условиях Крыма наиболее дефицитными являются территории пляжей, которые могут быть устроены на искусственных сооружениях вдоль береговой полосы и на плавучих островах.
Проблема обеспечения водой будет решена за счет опреснения морских и минерализованных вод, а также путем применения закрытого цикла использования воды в промышленности.

Кардинальные изменения намечаются в решении транспортных проблем. Наибольшее развитие намечается в воздушных сообщениях, где будут обеспечены повышение скорости полета и увеличение грузоподъемности самолетов. Повышение скорости железнодорожного транспорта намечено до 700-800 км/ч. Железнодорожные пути предполагается заключить в тоннели. Автомобильное движение в городах намечено перевести на автоматическое управление из соответствующих центров.
В Советском Союзе много сделано для развития науки и техники. Однако в области градостроительства разработка теоретических основ, определяющих прогнозы, возобновилась лишь в последнее десятилетие, когда в связи с разработкой долгосрочных планов развития народного хозяйства возникла необходимость составления прогнозов в области расселения, планировки и застройки населенных мест.

Счетчик