Однако эти природные блага распределены неравномерно. Южные степные районы страдали от безводья и отсутствия лесных насаждений. Сейчас в связи с осуществлением строительства водохранилищ на Днепре, Северном Донце, Осколе и других реках с постройкой каналов Северный Донец - Донбасс, Днепр - Кривой Рог, Южно-Украинского и Северо-Крымского этот недостаток будет устранен. В ближайшие годы намечено строительство канала Днепр - Донбасс с ответвлением на Харьков, что позволит еще лучше обводнить территорию республики.
В течение 1956-1965 гг. осуществлен генеральный план озеленения городов и пригородных зон, в соответствии с которым было озеленено 538 тыс. га городских и пригородных земель.

Основы градостроительства. План озеленения.

При составлении плана большое внимание было уделено созданию базы выращивания посадочного материала: питомников, школок и т. п., а также созданию специальных механизированных лесопосадочных организаций, оснащенных мощными механизмами для осуществления индустриальных методов подготовки почвы, посадки деревьев и ухода за ними в период приживаемости.
Особенно большой эффект получен от озеленения городов степной полосы Украины - Донецка, Ворошиловграда, Кировограда, Жданова, городов Крымской области. Только в Донбассе посажено 140 тыс. га новых насаждений. Комплексный план озеленения предусматривал создание насаждений, отвечающих почвенным и климатическим особенностям конкретных городов и поселков. Много внимания было уделено декоративному озеленению, особенно при создании городских парков и скверов.

План озеленения был увязан с планом обводнения. Создавались комплексные зоны отдыха, а также защитные зеленые зоны вдоль рек, водохранилищ, дорог, а также зоны защиты от суховеев и черных бурь.
Выполнение десятилетнего плана позволило значительно улучшить качество озеленения городов и пригородных зон.

Средняя норма зеленых насаждений общественного пользования в городах нашей республики составляет 18,0 м2 на 1 жителя. Для продолжения хорошо начатого дела Совет Министров Украинской ССР принял решение о разработке нового плана на период 1970-1975 гг. Этим планом предусматривается относительно небольшое увеличение озеленения площадей, а основной упор делается на улучшение ландшафтно-декоративных качеств озеленения городов, поселков и пригородных зон, служащих местом массового отдыха. Намечено создать 9 образцовых парков.

Значительные изменения произошли в развитии транспорта, одного из решающих факторов, влияющих на развитие и застройку населенных мест. Протяженность железнодорожных путей в республике возросла на 40%, а провозная способность после замены паровозов тепловозами и электровозами еще более увеличилась. Резко возросло количество современных межселенных автомобильных дорог. Если до 1917 г. на Украине дороги с твердым покрытием составляли лишь 2% от общей протяженности, то сейчас таких дорог более 77 тыс. км, что составляет более 33% общей протяженности. Практически все города, поселки, районные центры и большинство крупных сел связаны между собой сетью дорог, обеспечивающих сообщение во все времена года. Это позволяет также обеспечить малые населенные места межселенным автобусным сообщением, дает возможность населению прилегающих сел пользоваться культурно-бытовыми учреждениями, расположенными в городах. Благодаря этому все больше выравнивается уровень культурно-бытового обслуживания городского и сельского населения. Однако в этой части предстоят еще большие работы. На приведенной схеме межселенного культурно-бытового обслуживания (стр. 184), составленной в Киевском научно-исследовательском институте градостроительства группой научных сотрудников под руководством канд. арх. Н. Демина, показано, что, принимая для эпизодического межселенного обслуживания учреждениями, расположенными в крупных центрах республики, 2-часовую транспортную доступность, еще нельзя удовлетворительно обслужить все население республики.

Счетчик