В городах, где расширение улиц вследствие наличия капитальной застройки затруднено, иногда намечается пропуск транспорта под землей. Такое решение предложено в генеральном плане Винницы и было одобрено Госстроем и Министерством коммунального хозяйства Украинской ССР.

Основы градостроительства. Создание городских промышленных районов.

Значительные успехи достигнуты в области создания городских промышленных районов, в которые в послевоенный период удалось вынести ряд промышленных предприятий и складов, располагавшихся ранее в пределах селитебных зон городов Харькова, Полтавы, Артемовска и других. В последнее время осуществляются более радикальные реконструктивные мероприятия.

Так, в Днепродзержинске, где концентрация промышленности достигла высокого уровня, ухудшилось санитарное состояние прилегающих районов. Ввиду того, что выносить крупные предприятия, имеющие к тому же перспективы для развития, нецелесообразно, принято решение перенести строительство жилых районов на противоположный берег Днепра на расстояние 8-10 км, обеспечив связь с промышленными предприятиями скоростными видами транспорта. Это решение уже принято и начаты подготовительные работы для осуществления строительства нового района. В 1966 г. при проектировании города Днепрорудного в Запорожской области возникли три возможных варианта: строительство 3 поселков при рудниках; строительство объединенного города для группы рудников на расстоянии от 2 до 6 км от них; строительство города на берегу Каховского моря на расстоянии 20-25 км от рудников.

Сравнительный подсчет стоимости строительства, а также суммарных затрат времени населения на трудовые поездки и поездки к местам массового отдыха показали, что второй и третий варианты почти равноценны. В то же время расположение города у водохранилища несравненно лучше в санитарно-гигиеническом отношении. Городу обеспечивается возможность дальнейшего всестороннего экономического развития и создания в данном районе нового центра культуры и отдыха для населения всех прилегающих поселков и сел.

Для связи рудников с портом на Каховском море при всех трех вариантах расселения возникла необходимость строительства электрифицированной дороги.
Почти пятилетняя эксплуатация города и рудников полностью подтвердила правильность принятого решения. Доставка рабочих на рудники электричкой занимает не более 30-40 мин, зато рабочие и их семьи живут в замечательных природных условиях, у водоема и зеленого массива.

В планировке Днепрорудного и Ново-Яворова, построенного по этому же принципу в 8 км от серного рудника, наиболее полно отражены современные принципы украинской градостроительной школы. Несмотря на различные размеры городов, оба они имеют четкую архитектурно-планировочную композицию, отвечающую их размерам, значимости и перспективам развития.
Благодаря удачному расположению Днепрорудного возможен значительный рост города за пределами проектного периода. Поэтому в решении применена открытая линейная система зонирования, позволяющая параллельно развивать зону промышленности, жилую, зону общегородского центра и отдыха.
В Ново-Яворове, развитие которого ограничено наличием других более перспективных населенных мест, отсутствием достаточных водных и территориальных ресурсов и т. п., план решен, более компактно, хотя предусмотрены некоторые резервы для развития основных элементов города.

Положительным качеством застройки указанных и большинства других новых городов является то, что в них сразу было осуществлено строительство полноценных микрорайонов, застроенных многоэтажными домами, с полным комплексом общественных учреждений. Поэтому по средней этажности застройки, по уровню обеспечения населения школами, детскими учреждениями и т. п., по благоустройству и озеленению- эти города находятся в числе передовых в республике.

Счетчик