Использование неудобных земель, может дать эффект лишь при наличии широких речных пойм, на которых уровень территории можно повысить путем гидронамыва. Овраги рациональнее приспособить для строительства гаражей, складов, трассировки улиц и т. п.

Основы градостроительства. Освоение пойменных земель.


Освоение пойменных земель и склонов речных долин в городах открывает огромные перспективы для оживления застройки. С нижней пойменной террасы застройка воспринимается как в многоплановой панораме, отсюда можно видеть силуэт почти всего города. С высокого берега открывается перспектива застройки низкого берега, видны не только отдельные комплексы зданий, но и архитектурно-планировочная структура городских районов.

Учитывая огромные потенциальные возможности освоения пойменных земель, КиевНИИПградостроительства разработал в 1968 г. рекомендации по реконструкции прибрежных территорий городов на примере Киева и Днепропетровска . В этой работе рассмотрены особенности архитектурно-планировочной организации прибрежных территорий для формирования общественных центров, жилых и промышленно-складских районов в связи со специфическими условиями микроклимата, сложного комплекса транспорта, инженерного оборудования и т. п.
Прибрежные территории всегда служат местом отдыха населения, поэтому одной из особенностей их застройки является учет периодического притока населения.

Следует отметить, что в застройке прибрежных территорий особое значение приобретает правильное распределение архитектурных доминант с учетом того, что часть их будет восприниматься статично, а часть зрительно смещаться по отношению друг к другу при движении вдоль поймы.
Большое значение имеет цветовое решение, которое, в свою очередь, зависит от ориентации поймы и склонов по странам света и, следовательно, от условий солнечного освещения.

Во все времена развития градостроительства особое внимание уделялось застройке общегородских центров. В социалистических городах при уничтожении разницы между центрами и окраинами, свойственной капиталистическим городам, городской центр рассматривается как место сосредоточения большей части деловой и общественной деятельности городского населения.

В число основных мероприятий по градостроительству должно быть включено осуществление крупных городских ансамблей и в первую очередь, ансамблей общегородского центра. Создание городских ансамблей должно отражать величие и красоту социалистической эпохи. Поэтому архитектуре городских центров уделяется большое внимание при решении генеральных планов и проектов застройки.
Учитывая возросшее политическое и хозяйственное значение центров, их трактуют как значительные по площади районы, в которых размещаются основные учреждения общегородского значения. В городах - центрах областей и республик общегородские центры получают еще большее развитие, в связи со значительно большим количеством объектов, размещаемых вне микрорайонов и жилых районов.
С целью лучшего решения архитектурно-пространственной композиции центров в последние годы широко применяется метод конкурсов, в которых наряду с местными проектными институтами обычно принимают участие ведущие институты Москвы и Ленинграда.
Конкурсные проекты центров разработаны для Киева, Харькова, Одессы, Днепропетровска.

Большое внимание уделяется градостроителями реконструкции сети городских улиц, учитывая перспективы развития транспорта.
На основе разработанных комплексных транспортных схем определены необходимые габариты магистралей, осуществляется строительство обходных дорог для разгрузки городов от транзитного движения, строятся развязки движения и в наиболее напряженных транспортных узлах - специальные переходы для пешеходов.

Счетчик