Двухступенчатая система, состоящая из блоков обслуживания при жилых группах и центра жилого района, применяется чаще при многоэтажной застройке; трехступенчатая - жилая группа - центр микрорайона - центр жилого района - принимается при относительно меньшей величине жилых групп, при которых блок обслуживания группы строить нецелесообразно. Большое значение в выборе одной из систем имеют возможные радиусы обслуживания, рельеф местности, очередность строительства и т. п.

Основы градостроительства. Территория микрорайона.

Не менее важным фактором является также учет темпов и очередности строительства. Выбор одного из вариантов должен быть обусловлен созданием наилучших условий обслуживания населения.
При двухступенчатой системе, обычно при одинаковой плотности жилищного фонда, несколько больше радиусы обслуживания, но зато можно укрупнить объем зданий центра жилого района.

Примером правильного применения системы обслуживания является система, в которой микрорайоны, расположенные вблизи центра, решены по двухступенчатой, а более удаленные - по трехступенчатой системе.
Если по вопросу применения систем обслуживания среди градостроителей имеются различные мнения, то вопрос организации транспорта в микрорайоне принимается всеми однозначно. Микрорайон трактуется как территория, в пределах которой движение транспорта допускается лишь для подвоза продуктов к столовой, школе и детским учреждениям, для санитарной очистки территории, а также для машин медицинского обслуживания, пожарных и т. п. Подъезд к домам обеспечивается со стороны прилегающих улиц по системе тупиковых или петельных проездов, исключающих возможность транзитного проезда через территорию микрорайона.
Принцип микрорайонирования в большинстве случаев применяется творчески, что позволяет разнообразить решения с учетом местных условий.

Так, в проекте застройки узкой полосы вдоль берега водохранилища в Кривом Роге авторы проекта отказались от расчленения этой полосы обычными улицами, обеспечив в то же время необходимыми подъездами ко всем группам домов со стороны продольной магистрали .
В проекте застройки Салтовской площадки арх. А. Тюльпа применил метод фокусирования - строительства спаренных центров микрорайонов у остановок массового транспорта. С целью совершенствования этого принципа в КиевНИИПградостроительства было разработано предложение по строительству центра жилого района для обслуживания жителей в Дарнице. Центр жилого района запроектирован совмещенным с остановкой метрополитена, что обеспечивает наибольшие удобства для населения, пользующегося этим видом транспорта. Такое расположение центра значительно улучшило бы архитектуру застройки полосы вдоль линии метро, проходящего в этом районе на поверхности и позволило бы более экономно использовать территории защитной полосы для городской застройки . Все большее внимание уделяется устранению влияния шума и выхлопных газов на окружающую застройку. Жилые дома отделяются от проезжей части улиц широкими зелеными полосами.

Возросло мастерство архитекторов в решении композиции застройки. Новые решения отличаются большим разнообразием приемов компоновки зданий, использованием рельефа и других факторов. Новые жилые массивы в Киеве, Харькове, Севастополе, Запорожье, Донецке, а также в других городах в, основном отвечают современным условиям удобства жизни и эстетики.
В проекте застройки Стрелецкой бухты , разработанном Севастопольским- отделением Гипрограда, интересно и целесообразно использован живописный рельеф приморского склона. Дома с криволинейными очертаниями чередуются с точечными, что создает живописность решения и отвечает целесообразному расположению их на сложном рельефе.

Счетчик