Выполнение указанных выше работ позволило выявить на территории Украинской ССР новый вид расселения - городские агломерации.
Главной особенностью этой специфической формы расселения, свойственной высоко урбанизированным странам, является территориальная близость населенных мест и наличие тенденции к их дальнейшему срастанию при тесных производственных, трудовых и культурно-бытовых связях.

Основы градостроительства. Крупные агломерации.

Второй особенностью является значительно большая плотность населения в пределах агломерации, превышающая средние показатели по стране. И, наконец, третья особенность, являющаяся следствием первых двух,- наблюдаемое уменьшение свободных пространств, особенно в ядре агломерации. Ряд агломераций, кроме того, имеет общие системы водоснабжения, канализации, транспорта и т. п.

В результате развития агломераций в них значительно увеличилась подвижность населения. Так, в Харьков ежедневно приезжают на работу более 300 тыс. трудящихся. В ряде других агломераций наблюдаются все возрастающие встречные трудовые поездки. Если в 1952 г. в Кадиевско-Коммунарской агломерации плотность межселенных трудовых поездок составляла 50-100 чел. в 1 ч, то в 1968 г. этот показатель достиг 500 чел. в 1 ч. Таким образом, вместо обособленных городских образований с относительно замкнутым трудовым балансом населения для агломераций характерны образования взаимосвязанных систем расселения, охватывающих все населенные пункты агломерации.
При общем снижении количества жителей в селах, население сел в пределах агломерации, как правило, увеличивается или стабилизируется за счет того, что ряд рабочих и служащих, работая в городах, продолжает жить в селах.
В этих агломерациях проживает свыше 40% городского населения. Большинство агломераций сложились в Донбассе и Криворожье, однако часть их возникла и в западных областях республики.

Образование агломераций происходило на базе развития добывающей и обрабатывающей промышленности, путем срастания городов и поселков, расположенных вдоль линий железных дорог, рек, залегания пластов полезных ископаемых, обусловивших трассировки транспортных коммуникаций, линий электропередач, водоводов и т. п. Все эти агломерации, как правило, включают в себя несколько крупных городов, т. е. являются полицентрическими. Агломерации Киевская, Харьковская, Крымская и Ворошиловградская являются примерами моноцентрических агломераций, с ярко выраженным ядром в виде одного крупного города - центра агломерации, которому соподчинены остальные небольшие города-спутники.

По численности населения агломерации весьма различны. Киевская, Харьковская и Донецко-Макеевская достигли почти 2 млн. жителей, а Дрогобычско-Бориславская, Торезо-Снежнянская, Лисичанско-Рубежанская и другие насчитывают лишь 200-400 тыс. жителей.

Ввиду того, что численность населения большинства агломераций растет быстрее среднего уровня городского населения по Украине, необходимо обратить серьезное внимание на регулирование их роста. В качестве рекомендации по регулированию роста агломераций необходимо было бы: распространить запрещение чрезмерного роста крупных городов также на крупные агломерации; дополнить эти меры экономическим стимулированием путем строительства за счет общегосударственных ассигнований в ряде небольших и средних городов инженерных коммуникаций и строительных баз, необходимых для начала осуществления промышленного и жилищно-гражданского строительства. Это дало бы колоссальный эффект, так как освободило бы промышленные предприятия, которые будут строиться в малых городах первыми, от непосильных для них затрат на первоначальное освоение промышленной площадки, строительство подъездных веток, магистральных водопроводов, головных сооружений канализации ит. п,,

Счетчик