Анализ круга вопросов, решаемых в различных видах районной планировки, которые разрабатываются в настоящее время, позволили убедиться в том, что большинство вопросов, перечисленных в соответствующих инструкциях, повторяется и в районной планировке промышленных, курортных и сельскохозяйственных районов, пригородных зон и т. п.

Основы градостроительства. Виды районной планировки.

Однако, разрабатываются они на основании различных специальных инструкций по заказам различных организаций с различной степенью детализации, в различное время, без должной увязки между собой, согласовываются и утверждаются разными инстанциями.

Это приводит к тому, что одна и та же территория является неоднократно объектом решения районной планировки различных видов и зачастую намечается для различного использования, что не дает возможности свести воедино ряд таких проектов для решения общих вопросов.
В Киевском научно-исследовательском институте градостроительства разработано предложение, получившее положительные отзывы республиканских и общесоюзных учреждений и институтов о замене существующих функциональных видов районной планировки единой «Районной планировкой территории», на которой бы с одинаковой степенью детализации, комплексно и взаимоувязано были решены вопросы размещения промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, курортов и т. п. и в соответствии с этим решалось бы расселение городского и сельского населения, организация его оздоровления, отдыха, спорта и т. д. .
Это предложение было проверено на экспериментальном проекте района, прилегающего к Запорожью, а затем в 1965 г. была завершена районная планировка Молдавской республики .

Проект утвержден и получил высокую оценку правительства Молдавской республики. Для контроля за его реализацией создана специальная комиссия Совета Министров, которая ежегодно подводит итоги осуществления проекта.

Ценным в данном предложении является то, что эта методика позволяет значительно улучшить качество разработки проектов и при этом сократить общие расходы по районной планировке в расчете на единицу территории.

Разрабатывая варианты районной планировки, проектировщики, естественно, стремятся получить наиболее оптимальный вариант решения. В проекте районной планировки Калушского промышленного узла, отдельные предприятия которого к тому времени уже имели утвержденные проектные задания, проектировщики Гипрограда доказали, что объединение этих предприятий на одной площадке при строительстве для них общих транспортных коммуникаций, систем водоснабжения, канализации и энергетики, а также общего населенного пункта позволит сэкономить более 30 млн. руб. против утвержденных проектных заданий и, что еще более важно, даст возможность уменьшить на 15-20% количество трудящихся, занятых на обслуживании всех коммуникаций. Эксплуатационные расходы при этом значительно снизятся.
Переход в последующем к принципу размещения новых предприятий группами подтвердил закономерность значительного удешевления первоначальных и эксплуатационных затрат.

В республике с 1964 по 1970 гг. разработано и находится в стадии разработки 48 схем городских промышленных узлов. Из этого количества . утверждены 36 генеральных схем узлов, в которых сосредоточено около 500 предприятий общей сметной стоимостью более 3,5 млрд. руб. Подсчитано, что при реализации этих схем может быть достигнуто снижение стоимости строительства на 116 млн., или 5,2%, эксплуатационных расходов - на 8%, сокращение территории на 860 га и т. д.
Наиболее успешно осуществляется строительство в Сумском южном, Супруновском (в Полтаве), Полтавском южном, Днепропетровском левобережном и Киевском Никольско-Борщаговском промышленных узлах, в которых одновременно со строительством предприятий выполняются и обще районные объекты и коммуникации.

Опыт показал, что работы по проектированию промышленных комплексов должны возглавить Госпланы республик, взяв в свои руки и выдачу территориальным институтам Госстроя задания на проектирование промузлов и утверждение разработанных предложений.
Одной из важных народнохозяйственных задач явилось стремление найти критерии целесообразности развития городов различного типа. Были сделаны попытки оценивать конкурентоспособность городов по степени наличия в них территории для размещения строительства, водных, энергетических и трудовых ресурсов, транспорта и т. п.

Для повышения значения районной планировки и ее действенности как государственного документа регулирования всех видов строительства Совет Министров УССР постановлением № 400 от 9 августа 1968 г. утвердил представленное Госстроем УССР «Положение о порядке утверждения и осуществления схем районной планировки». Этим положением предусмотрено также создание республиканской и областных комиссий содействия разработке и осуществлению этих схем.
В соответствии с указанным положением Госстроем Украинской ССР постановлением № 22 от 5 мая 1969 г. утверждены «Методические указания по ведению надзора за осуществлением схем районной планировки», определяющие правила ведения исполнительных планов застройки районов, проверку фактического размещения строительства, порядок и содержание работы республиканской и областных комиссий по районной планировке .

На основе обобщения схем перспективного развития в 1968 г. Гипроград совместно с КиевНИИПградом разработал «Предложения по развитию сети городов Украинской ССР». Эта работа сыграла положительную роль не только в деле обоснованного размещения производительных сил республики, разработки проектов районной планировки и планировки городов, но и в накоплении знаний и навыков по анализу градостроительных условий развития населенных мест, в дальнейшей разработке методики такого анализа.

Счетчик