При дальнейшей разработке в проекте были использованы несколько принципиальных положений из проекта, выполненного группой архитекторов Гипрограда: Д. Бойченко, О. Малышенко, В. Новиковым, А. Сидоренко, Д. Черноволом и Г. Шлаконевым. Из этого проекта были осуществлены: расширение Крещатика до 75 м вместо 50 м по условиям конкурса, асимметричный профиль, расположение всех коммуникаций в тоннеле под тротуаром между проезжей частью и бульварной полосой. Интересно отметить, что именно эти решения, принятые авторами в нарушение условий конкурса, повлекли за собой снятие проекта с обсуждения «как не отвечающего условиям конкурса».

Основы градостроительства. Жилищное строительство.

Интересным было предложение архит. А. Касьянова и В. Орехова построить для перехода через Крещатик мост в районе площади им. Калинина, что давало возможность значительно улучшить решение транспортных связей между старыми районами города и Печерском.
Положительным примером восстановления города является новая застройка г. Тернополя. В короткий срок удалось по сути заново отстроить центральный район города и, запрудив р. Серет, создать на месте бывшей свалки огромное водохранилище площадью более 700 га, являющееся сейчас местом отдыха горожан и излюбленным местом проведения областных и республиканских соревнований по водному спорту.
Город Севастополь, в котором осталось лишь 3% довоенного жилья и 1 из 28 школ, был одним из 14 городов, восстанавливаемых в по решению Советского правительства из средств союзного бюджета. Для строительства города-героя была создана мощная специализированная организация Севастопольстрой, которая в течение 5-6 лет осуществляла восстановление города. При этом была значительно улучшена структура города.

Часть промышленных предприятий, располагавшихся ранее в приморском районе, были построены в новом промышленном районе, а на их месте зазеленели парки, скверы и бульвары, были организованы пляжи, водные станции и т. п. Почти в 2 раза расширены улицы Ленина, Большая Морская, Проспект Нахимова и др. Построена новая магистраль, окаймляющая центральный район города, что значительно улучшило организацию транспортных сообщений в городе.

Используя сложный рельеф, архитекторы сумели создать замечательный вид города с моря, а также открыть вид на море со многих бульваров, скверов и садов, расположенных в приморской зоне. В городе созданы новые жилые районы, расположенные на наиболее пригодных для жилищного строительства участках. Восстановлена знаменитая панорама обороны Севастополя, сооружен мемориальный комплекс на Малаховом кургане и т. п.

Жилищное строительство в Киеве, Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Одессе, Донецке, Чернигове, Полтаве, Черкассах, Артемовске и в большинстве других городов осуществлялось как на месте разрушенных кварталов в центральных частях городов, так и на свободных от застройки территориях и на их окраинах. При этом в первые годы восстанавливались также сожженные дома, что давало возможность быстрее вводить жилую площадь в эксплуатацию.

В период войны большинство зданий и сооружений Днепропетровска, Киева, Харькова, Николаева, Чернигова, Черкасс, Кременчуга и других городов были разрушены. При восстановлении их оказалось более целесообразным использовать прибрежные территории для организации парков, пляжей, набережных, а предприятия строить на новых, специально отведенных территориях в промышленных зонах.
Однако в этот период были допущены и неоправданные решения. В ряде городов и, в первую очередь, в Харькове и Киеве при возведении новых зданий на месте сожженных и разрушенных не было осуществлено намечавшееся генеральным планом расширение улиц. Это явилось причиной все более усложняющихся условий транспортного движения, особенно в центральных городских районах.

Счетчик