Наличие схем в ряде случаев дало возможность не восстанавливать часть предприятий, оказавшихся в границах жилой застройки, а строить их в новых промышленных районах. К их числу относятся: ГЭС № 1 в Харькове, ряд заводов и складов в Полтаве, Артемовске и других городах. На месте разрушенных были проложены новые улицы им. Шевченко, им. Попудренко и Аллея героев в Чернигове, проспект Победы в Горловке, ряд улиц в Артемовске, Полтаве и других городах.

Основы градостроительства.  Генеральные планы.

Учитывая предстоящие работы по восстановлению и дальнейшему развитию украинских городов, Правительством республики было учреждено Управление по делам архитектуры при Совете Министров УССР, в ведении которого состояли областные управления по делам архитектуры и управления главных архитекторов в крупных городах.
Одновременно, согласно постановлению ЦК КП Украины и СНК УССР, Гипроград был переведен в Киев и подчинен вновь организованному Управлению по делам архитектуры.

Для дальнейшего развития восстановительных работ необходимо было в короткие сроки наладить съемочные работы, так как без них невозможно было планомерно организовывать составление генеральных планов и детальных проектов застройки. Огромную работу по этой части провел коллектив Укргеотопосъемки.

К 1948 г. в Гипрограде при частичном использовании довоенных работ была завершена разработка нового проекта районной планировки Донбасса, ставшего базой для решения перспектив развития городов и поселков в этом районе и основой для осуществления общерайонных мероприятий по улучшению энерго- и водоснабжения, обводнения, канализации и решению комплексной схемы транспорта.
Ценность этой работы заключалась в том, что она была тесно увязана с решением комплексного плана развития угольной промышленности, являющейся важнейшим фактором развития народного хозяйства в Донбассе.

Одновременно была закончена и разработка проекта районной планировки второго крупнейшего народнохозяйственного комплекса - Криворожского железорудного бассейна.

Все это дало возможность широким фронтом развернуть проектно-планировочные работы.
Следует отметить, что в большинстве проектов генеральных планов, выполненных в этот период, отсутствовали проработки ряда важнейших социальных и технических проблем. Значительное внимание уделялось «красивости» композиций и обеспечению хорошего показа архитектурной идеи плана, что было бы весьма полезно, если бы не шло в ущерб решению важнейших социальных и технико-экономических проблем. Была частично забыта, особенно в больших городах, комплексность застройки кварталов. Наблюдалась тенденция к созданию архитектуры «фасада улицы». Это можно проследить на плане застройки Крещатика, по образцу которого проектировались и застраивались улицы в других городах.

Лишь в решении поселков и небольших городов наблюдалась более правильная линия комплексной планировки и застройки. Однако, несмотря на указанные недостатки, генеральные планы, разработанные в предельно сжатые сроки, сыграли положительную роль в восстановлении городов, поселков и сел.

Наиболее значительной работой, привлекшей внимание архитектурной общественности Украины, было восстановление столицы республики и ее центра - Крещатика, почти полностью разрушенного войной. В 1946 г был объявлен всесоюзный конкурс на проект восстановления Крещатика, в котором приняли участие архитекторы Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов. Был принят проект, разработанный под руководством быв. главного архитектора города А. Власова группой архитекторов в составе А. Добровольского, В. Елизарова, А. Заварова, Б. Приймака, А. Малиновского и др.

Счетчик