Композиционной осью города был намечен проспект им. Ленина, пересекающий весь город в меридиональном направлении. Город членился на отдельные районы, границами которых являлись р. Днепр, крупные овраги и коридор линий электропередач.
Городской центр был запроектирован на возвышенности у с. Вознесенска на стыке старого города с новыми районами. В проекте большое внимание было уделено транспорту.

Основы градостроительства. Структура жилых районов.

Движение транспорта и пешеходов на центральной площади проектировалось в разных уровнях с пропуском транспорта в выемке. Между промышленными и жилыми районами была предусмотрена зеленая защитная зона. Жилые районы располагались на обоих берегах Днепра. Для жилищного строительства было намечено использовать и о. Хортицу.
Структура жилых районов предусматривала ритмичное размещение жилых кварталов шириной около 300 м и параллельное расположение «полос обслуживания» шириной 100-120 м, предназначенных для школ, клубов и т. п. Детские учреждения и магазины проектировались в составе жилых кварталов.

Этот принцип членения селитебных районов на жилые кварталы и полосы обслуживания был весьма распространен в проектной практике Украинской ССР. Такое решение было принято в Запорожье, Мариуполе, Донецке, Кривом Роге, Горловке и в других городах, проекты планировки которых разрабатывались в Гипрограде и его филиалах в Киеве, Одессе и Днепропетровске, созданных в 1930-1931 гг.
Завершение работ по двум крупным городам - Запорожью и Краматорску - шло параллельно с их застройкой, а также с застройкой Харькова, Донецка, Кривого Рога, Луганска, Горловки и др., осуществлявшейся по проектам, выполненным в Гипрограде и его филиалах. Это позволило проверить на практике основные принципы, положенные в основу проектов планировки городов, и увидеть первые результаты их реализации.

Наиболее совершенным в научном и архитектурно-планировочном отношении был проект планировки и застройки Харькова, бывшего в тот период столицей Украинской ССР.

В его решении были учтены и использованы все лучшие приемы, примененные и частично осуществленные в Запорожье и Краматорске, а также принят ряд новых прогрессивных решений.

В проекте было предложено изменение радиальной системы городских магистралей путем пробивки мощных скоростных секущих магистралей, которые проектировались по возможности касательно к жилым районам и были увязаны с внегородскими дорогами. Прокладка одной из магистралей, пересекающей город с востока на запад в район городского центра, проектировалась в туннеле. Для трассировки скоростных магистралей использовались овраги и складки рельефа, позволявшие избежать пересечения их в одном уровне. Намечалось строительство метрополитена, глубокого ввода электрических железных дорог, обводной автомобильной дороги для транзитного движения. Проект этот был рассмотрен и утвержден правительством.

В связи с увеличением объемов жилищного и гражданского строительства в республике на базе архитектурно-строительного отдела Гипрограда был создан институт Гражданпроект, геодезический отдел Гипрограда был преобразован в трест Геотопосъемка, а филиалы Гипрограда преобразованы в самостоятельные проектные организации - горпроекты.
Генеральные планы городов, разработанные в период 1930-1936 гг., отличались смелостью решений, хорошо задуманными композициями городских центров. Большое внимание уделялось вопросам транспорта. Проектировались мощные магистрали шириной 80-120 м. Предусматривалось разделение путей пешеходов и механического транспорта в разных уровнях.
К сожалению, в этот период материальные возможности Украинской ССР, как и всего Советского Союза, были невелики. Страна только оправилась от последствий разрухи, гражданской войны и интервенции. Ощущался острый недостаток средств, строительных механизмов и материалов, опытных инженерно-технических кадров.

Счетчик