Фабрики и заводы размещаются на внешнем кольце и ограничены окружной линией железной дороги, охватывающей весь город и, кроме того, связывающей города между собой.

Основы градостроительства. Теории градостроительства.

Здесь уместно заметить, что при всей «идеальности» указанного города не предусмотрено одно из существенных условий улучшения его санитарного состояния - достаточное удаление промышленных предприятий, вредных в санитарном отношении.
В России идеи создания городов-садов получили распространение в начале текущего столетия. В Петербурге в 1913 г. было учреждено Общество городов-садов, по инициативе которого было начато строительство пригорода г. Риги «Царский лес». Площадь этого городка составляла 65 десятин (около 71,0 га). В центре был запроектирован небольшой парк. Высота зданий была установлена не более 2 этажей с мансардой. Земля принадлежала обществу и сдавалась застройщикам на правах долгосрочной аренды.
В 1908 г. арх. В. А. Веснин применяет эти принципы в проекте пос. Никольское в Подмосковье, а арх. В. Н. Семенов - в проекте поселка для служащих Московско-Казанской дороги у ст. Прозоровской.

В 1915 г. Россия вступает в международную организацию городов-садов. В 1916 г. вышла специальная книга П. Г. Мижуева, пропагандирешавшая эти идеи. Несколько раньше, в 1912 г., вышла также широко известная книга В. Н. Семенова «Благоустройство городов», а в 1915 г. интересная книга харьковского губернского инженера М. Г. Диканского «Постройка городов, их план и красота».
Книга освещает состояние застройки городов в России и в зарубежных странах; существующие системы планировки города в целом и отдельных его элементов: жилых кварталов, улиц, площадей и т. п.; проблемы озеленения городов; рекомендации по застройке селитебных районов и ее регулированию с учетом гигиенических, естественных и экономических факторов, эстетики городского строительства и т. п.

В упомянутых выше книгах отмечались слабые места и недостатки действующих в России строительных правил в части регулирования этажности и плотности застройки, ширины улиц, процедуры отчуждений земель, необходимых для расширения улиц, а также в части эстетических требований застройки и реконструкции городов. Постановка этих вопросов и предлагаемые рекомендации по устранению недостатков показывают, что авторы обладали большими знаниями, умением правильно анализировать и обобщать теоретические и практические предложения, высказывая при этом и свое отношение к многообразным проблемам городской застройки. Книги эти и сейчас представляют большой интерес для истории и теории градостроительства.
Проблема создания социалистических городов явилась предметом оживленных дискуссий, в которой приняли участие политические деятели, экономисты, архитекторы и гигиенисты.

Теории социалистического градостроительства отличались большой амплитудой рассматриваемых вопросов. Предлагались решения размещения производительных сил, расселения, ликвидации различий в условиях жизни городского и сельского населения, типологии населенных мест, системы обслуживания населения, проблем семейных отношений, типов жилых домов и т. п.

Большой интерес представляют высказывания А. В. Луначарского. Социалистический город, по его мнению, должен быть хорошо организованным комплексом, сочетающим в себе все необходимое для удовлетворения социально-экономических и бытовых нужд населения. Для архитектурно-планировочного решения такого города он считал целесообразным принять радиально-кольцевую систему улиц, сходящихся к общегородскому центру. Первичными ячейками городского комплекса А. В. Луначарский считал дома-коммуны с населением от 1 до 3 тыс. жителей. В домах должны быть комнаты для каждого жителя, а также групповые клубные помещения, столовые, гостиные и т. п., рассчитанные на все население дома-коммуны. В общегородских центрах должны размещаться советские и правительственные учреждения, музеи, залы для политических собраний, библиотека, парки и т. д.

Счетчик