Структура новых городов представляется ему в следующем виде: город должен быть разделен на зоны: в центре - сити, вокруг сити - жилищная зона, производственная зона - на периферии; центральный район должен вместить возможно большее количество жителей, что достигается строительством 60-этажных домов. Территория в центре должна быть максимально озеленена и частично использована для транспорта.

Основы градостроительства. Идеи дезурбанизма.

Для этой цели автор предлагает размещать высотные дома на расстоянии около 400 м друг от друга; жилые районы, расположенные вокруг сити, застраиваются преимущественно 5-6-этажными домами, ориентированными по гелиотермической оси; город должен быть оздоровлен путем максимального озеленения жилых и деловых районов.

Свою теорию строительства новых городов Ле Корбюзье строит на «незыблемых» законах конкуренции и земельной ренты. Однако он все же вынужден признать, что для полного осуществления его программы «необходима группировка земельных участков», что является прямым посягательством на право частной собственности. Промышленность и пролетариат Ле Корбюзье размещает вне города. В городе он считает необходимым оставить лишь население, связанное с сити. Связь с промышленными поселками-сателлитами должна быть осуществлена путем устройства метрополитена с вокзалом в центре сити.

При реконструкции современных городов Ле Корбюзье считал более выгодным проводить новые улицы внутри старых кварталов, что требует меньшего сноса зданий, расположенных преимущественно вдоль улиц. При этом он полагает, что «стремление лица, занятого планировкой города, должно быть направлено к тому, чтобы избегать планировки его по радиусам. В этом глубокое несчастье всех старых больших городов, развитие которых шло веками».

Людвиг Гильберсаймер, являющийся также убежденным урбанистом, в своих работах упрекает Корбюзье в том, что геометризм его решений является не принципом, а самоцелью.

Гильберсаймер совершенно справедливо утверждает, что капитализм извратил идею города, и это извращение выражается в безудержной спекуляции городской землей, в хищнических методах застройки, в погоне за наживой в частном домовладении, что неразрывно связано с существом капиталистического города.
В его представлении будущий город выглядит как система 20-этажных протяженных домов с четырьмя подземными этажами. Для пешеходов предназначаются тротуары, расположенные на уровне 5-го этажа. С этого уровня начинается жилая часть дома. Нижние этажи предназначаются для торговых, обслуживающих и других учреждений.
На периферии города он предлагал строить 4- и 2-этажные блочные дома. Кроме того, он создает проект жилого города-спутника на 125 тыс. жителей, соединенный с центральным городом скоростной магистралью. Автор уделил много внимания вопросам оптимальной ориентации квартир жилых домов и кварталов и удобной организации городского обслуживания.
Л. Гильберсаймер представляет современный город как центр агломерации населенных мест, ось которой образует трасса скоростной магистрали, проходящая в углублении.

В противовес «сверхурбанизму» Ле Корбюзье, Гильберсаймера и других сторонников развития крупных городов Франк Ллойд Райт выдвинул концепцию «дезурбанизма» - распыления города.
В его представлении город должен стать лишь местом сосредоточения промышленности и деловой деятельности. Все жилье располагается в небольших поселениях вдоль дорог, обеспечивающих связь с производством и между поселками. Торговые учреждения располагаются вблизи поселков, вдоль тех же дорог. Большое внимание автор уделил размещению автостоянок, предугадав тем самым возникновение одной из основных, трудно решимых проблем современного градостроительства.

Идеи дезурбанизма были изложены также в нескольких опубликованных работах Бруно Таута. Следует отметить, что в первый период своей градостроительной деятельности он являлся сторонником строительства «оптимальных» городов с заранее определенным количеством жителей, порядка 100-150 тыс. чел.

Счетчик