Обострение кризиса капиталистического градостроительства в XX в. явилось причиной возникновения большого количества теорий, имевших целью определить пути ограничения роста больших городов, улучшения транспортных связей и санитарных условий жизни городского населения.

Основы градостроительства. Бил Арчер.

Большинство буржуазных теоретиков старались найти выход из создавшегося положения, сохранив основы капиталистического общества и, в первую очередь, частную собственность на землю и средства производства. Наиболее объективные из них приходили однако к выводам, что рациональной планировке и застройке городов препятствуют именно существующие капиталистические производственные отношения, и, только ликвидировав право частной собственности, можно добиться целесообразных решений в планировке и застройке городов.

Уже в 80-х годах прошлого столетия испанский инженер Артуро Сория-и-Мата разработал проект строительства пригорода Мадрида, в основу которого было положено обеспечение будущего населения хорошими транспортными связями с центральными районами столицы. Его город представлял собой линейную композицию, состоящую из двух рядов кварталов, обращенных одной из узких сторон к магистрали шириной 100 м, на которой было запроектировано железнодорожное движение.

Прогрессивным в его проекте было соблюдение гигиенических норм застройки. Под застройку отводилось не более 20% усадьбы размером до 400 м2. Дома проектировались не выше трех этажей и располагались на усадьбе со значительным отступом от улицы. Вдоль железнодорожной линии, отделенные зелеными насаждениями, располагались проезжие части улиц и тротуары. Через каждые 300 м у остановок железнодорожного транспорта на перекрестках главной магистрали с поперечными улицами предусматривались участки для учреждений обслуживания.

Теодор Фриче в 1896 г. для разгрузки больших городов предложил создавать города-спутники, а при реконструкции сложившихся городов отделять промышленные предприятия от жилых районов защитными зелеными полосами, вводить в города зеленые клинья, решать движение транспорта в разных уровнях.
Американский инженер Бил Арчер считал, что прямоугольная (шахматная) система далека от идеала и поэтому предлагал свою схему города из шестиугольных укрупненных кварталов с зеленым садом внутри каждого из них. Транспорт, по его мнению, целесообразно организовывать в нескольких уровнях: общественный - под землей, индивидуальный- на уровне земли, а движение пешеходов - над землей, на уровне вторых этажей.

Главный архитектор Парижа Эжен Энар в 1910 г. повторил высказывания Б. Арчера и Т. Фриче в части организации городского и внешнего транспорта и одновременно высказал мысль, позже развитую Корбюзье, о том, что развитие транспорта повлечет за собой отмирание современных улиц, что транспорт должен быть решен в разных уровнях, что применение железобетона в жилищном строительстве позволит поднять жилые дома над землей, высвободив больше пространства для транспорта и озеленения, использовать плоские крыши для посадки самолетов, создания дополнительных зеленых площадей и т. п. Для улучшения организации транспортного движения на площадях, которые пересекаются несколькими улицами, Э. Энар предложил организовать круговое движение по методу, осуществленному им на ряде площадей Парижа.

Счетчик