Жилищное строительство в крупных городах значительно отставало от увеличения количества населения. Так, в Харькове - одном из наиболее крупных городов - согласно переписи 1893 г., насчитывалось 25,8 тыс. квартир, в которых было 82,2 тыс. комнат. Из этого количества комнат 5,3 тыс. комнат (7%) находилось в полутемных сырых подвалах. Только 554 квартиры (2,1%) имели отдельные кухни, 1109 (4,3%) имели уборные и лишь 321 квартира (1,2%) - ванные комнаты.

Городское строительство в период капитализма. Инженерно-техническое оборудование города.

Рост населения ряда городов вызывает необходимость устройства централизованных систем водоснабжения и канализации. В связи с этим при управлениях губернских инженеров создаются специальные группы, в задачу которых входило определение путей развития городов и упорядочение отвода новых участков для городского строительства. Такие группы были созданы в Одессе, Киеве, Харькове и Днепропетровске.
Однако большого развития градостроительные работы в этот период не достигли. Проекты инженерного оборудования и благоустройства составлялись лишь для центральных частей со сложившейся сетью улиц и не предусматривали дальнейшего охвата всей городской территории. В небольших городах и поселках планировочные работы совсем не проводились.

Инженерно-техническое оборудование большинства городов оставалось на весьма низком уровне. По материалам переписи 1912 - г. 80% всего жилищного фонда было размещено в одноэтажных домах. Обследование условий жизни рабочих быв. Бахмутского (Артемовского) уезда выявило, что 40% рабочих жили в землянках и сараях. Так жили рабочие не только в Донбассе. В рабочих районах Харькова, Одессы, Кривого Рога и других городов обеспеченность жильем составляла в среднем 2,5-3,0 м2 на 1 чел..
Повышение цен на землю, особенно в центральных районах городов, и погоня домовладельцев за наибольшей прибылью способствовали строительству многоэтажных зданий. В Киеве, Одессе, Харькове и даже в малых городах - Виннице, Житомире и др. строятся жилые дома и гостиницы высотой 5-6 и 7 этажей.

Наряду с ростом противоположности между центральными районами и окраинами, свойственной капиталистическим городам, происходило также постепенное разрушение целостности архитектурного образа городов. Все внимание архитекторов было направлено на создание «главного фасада», обращенного к улице. Многоэтажные дома со слепыми боковыми фасадами не только ослабили выразительность старых купольных и башенных зданий, но и внесли беспорядок в силуэты городов.
Ряд исторических ансамблей, созданных ранее выдающимися зодчими, был обезображен новыми безвкусными постройками.
Наиболее яркими примерами такого нарушения являлась постановка безликого кирпичного здания (быв. Консистории) на территории Софийского заповедника, а также здания быв. художественной школы, решенной в стиле «модерн» на круглой площади среди классического ансамбля в Полтаве.

Следует также признать неудачной попытку возродить в дореволюционном строительстве древнерусский стиль, характерный для деревянного теремного и церковного зодчества XVI-XVII вв. Такие здания, построенные в Полтаве, Харькове, Киеве и других городах, привели лишь к поверхностному подражанию древнерусской архитектуре без учета того, что назначение их, размеры и конструкции не отвечают внешнему декору.

Параллельно делались попытки создания украинского стиля. Наиболее удачным можно считать здание земства в Полтаве (арх. В. Кричевскин), в котором в настоящее время размещается краеведческий музей. Однако этот стиль имел те же отрицательные качества, что и псевдорусский, и поэтому широкого распространения не получил.
В последнее десятилетие прошлого века наибольшее распространение получил занесенный с запада стиль «модерн». В этом стиле, а также со смешением различных стилей строилось большинство доходных домов, гостиниц и других зданий.

Счетчик