Жители четырех наиболее крупных городов - Одессы, Киева, Харькова и Екатеринославка - составляли более 35% всего городского населения. Одесса продолжала оставаться самым крупным городом Украины. Ее население увеличилось за указанный период с 110,8 тыс. до 408,8 тыс. жителей.

Городское строительство в период капитализма. Общественные здания.

В теории и практике градостроительства 70-х годов прошлого столетия широкое распространение получила система зонирования городов по этажности их застройки.
Впервые законопроект о зонировании по этажности и характеру застройки был принят в Будапеште в 1874 г. Территория города разделялась на четыре зоны. Выделялись центральные зоны, где разрешалось строить многоэтажные жилые и общественные здания, зоны промышленных предприятий и жилья для рабочих, зоны с ограничением строительства жилых домов не выше 3-4 этажей и зоны особняков-вилл. Примеру Будапешта вскоре последовали многие другие европейские города, в том числе Петербург и Москва, а из украинских городов - Львов, Ужгород, Дрогобыч, Станислав и др.

В дальнейшем в основу регулирования застройки был положен Прусский акт планировки городов, в котором наряду с правилами установки зон, красных линий застройки был изложен ряд требований градостроительного порядка, ограничивающих плотность и высоту застройки.
В проектах зонирования делалась попытка сдержать чрезмерное уплотнение застройки, вызываемое повышением стоимости земли и создать для имущих классов лучшие условия жизни в отведенном для них районе вилл.

Такие постройки и до сих пор сохранились во Львове, Черновцах, Хмельницком, Ужгороде и других городах.
Однако наряду с удобными для жизни привилегированных классов участками плотность застройки в центральных районах городов достигала 70-80%. При такой плотности, естественно, не могло быть осуществлено достаточное озеленение. В центральных районах почти полностью отсутствовали зеленые массивы.

Для большинства западных украинских городов характерна относительно малая ширина улиц, не позволяющая организовать нормальное движение транспорта. Во Львове, Ужгороде, Ивано-Франковске и других городах улицы настолько узки, что по большинству из них невозможно пропустить двустороннее трамвайное или автобусное движение. Даже при одностороннем движении узкоколейного малогабаритного трамвая почти не остается места для тротуаров и уже конечно не может быть и речи об озеленении таких улиц.
Западные города отличались относительно более высоким количеством замощенных улиц, бытовая и ливневая городская канализация обычно решалась по общесплавной системе.
Сточные воды сбрасывались в местные реки без очистки, что исключало возможность использования этих рек сельским населением для бытовых нужд.

Первое десятилетие XX в. характеризуется весьма значительным развитием городов и ростом городского населения. К 1918 г. городское население в восточных районах Украины увеличилось до 3735,7 тыс. жителей, или в 1,5 раза больше, чем в 1897 г. Количество городов возросло до 118. Общее же количество населения Украины в современных границах в 1913 г. достигло 6,7 млн. чел.

Счетчик