В строительном уставе было определено, что «города строятся не иначе, как по планам, в установленном порядке утвержденным».
Рассмотрение представлявшихся на утверждение планов городов возлагалось на Техническо-строительный комитет при Министерстве внутренних дел. Представляемые для рассмотрения проекты нового строительства и предложения об изменении существовавших утвержденных планов составлялись в соответствии, со всеми постановлениями, изложенными в Своде законов, а также в уставах.

Городское строительство в период капитализма. Прибрежные территории городов.

Большое внимание уделялось правильности установления границ земельных участков. «Архитектор или землемер, которому будет поручено отвести место для построек за неправильное, по осмотрительности или ошибке, отвод оного или указание линий для построек, подвергается денежному взысканию не свыше трехсот рублей. Когда сие учинено им с умыслом, то за сие приговаривается к исключению из службы. Виновный, сверх того, ответствует за всякий таким упущением или злоупотреблением причиненный казне или частным лицам убыток».
В качестве противопожарных мер были установлены нормы минимальных разрывов между строениями по фасаду.

Несмотря на многочисленные правительственные постановления, застройка городов в условиях развития капитализма в связи с погоней домовладельцев за максимальной доходностью их владений, осуществлялась хаотически. Попытка улучшения застройки городов путем зонирования по этажности и плотности также не дала ощутимого результата. Значительно осложняло регулирование застройки и то обстоятельство, что отчуждение земли при перепланировке и реконструкции было возможно лишь с согласия владельцев. Лишь Сенат имел право на решение о принудительном отчуждении земель. Поэтому всякое улучшение городского плана, затрагивающее частные интересы, было весьма трудно осуществить. Выкуп отчуждаемых участков был часто не под силу городским управам ввиду высокой стоимости земли, особенно в центральных районах.
Промышленность размещалась на произвольно выбранных территориях без учета санитарной вредности предприятий для окружающего населения.

Оседая на окраинах городов, промышленность образовала «индустриальный барьер», препятствующий территориальному росту города. Это привело к тому, что застройка внутри этого кольца вначале сильно уплотнялась, постепенно застраивались свободные озелененные пространства, увеличивалась этажность зданий, а после использования этих резервов перехлестывалась через «барьер» и образовывала новое кольцо жилых районов и промышленных предприятий. Такая чересполосица значительно ухудшила санитарное состояние городов и усложнила транспортное движение, особенно в тех случаях, когда к предприятиям подводились железнодорожные ветки.
Развиваясь в ряде случаев на базе мелких кустарных предприятий, оснащаясь новыми машинами, промышленные предприятия возникали и в пределах жилых кварталов, внося в них грохот машин, дым и сутолоку товарных дворов.

Прибрежные территории городов, расположенных на судоходных реках, почти целиком были заняты предприятиями и складами. Жители Херсона, Одессы, Николаева и ряда других городов не имели возможности пользоваться водными пространствами в городских пределах для отдыха, оздоровления и спорта. Почти полностью была занята прибрежная полоса в Киеве, Днепропетровске, Кременчуге и других городах.
Города были плохо благоустроены. Водопровод и канализация имелись лишь в нескольких крупных городах, да и то охватывали лишь их центральные районы.

Построенные без всякого плана «бараки», «каюты», «балаганы» располагались непосредственно у промышленных предприятий. За ними теснились «шанхаи», «собачевки», «нахаловки» и т. п. В этих поселках, состоявших из темных и сырых землянок, жили миллионы рабочих.
За вторую половину XIX в. городское население возросло в 2,2 раза и достигло 2673,9 тыс. чел., а вместе с населением, проживающим в местечках и пригородах, 4876 тыс. жителей, что составило 22,4% всего населения.

Счетчик