Художественные качества решения городских планов и связь города с ландшафтом окружающей местности, так мастерски решавшиеся русскими зодчими, в ряде случаев резко ухудшились.

Городское строительство в период капитализма.

Планы городов, составленные в этот период, по сути превратились в прямоугольную, чисто землемерную сетку одинаковых по размерам кварталов. Единственным достоинством таких планов являлась легкость разбивки кварталов на усадьбы. Такие решения можно проследить на планах Прилук, Берислава, Елисаветграда (Кировограда), Александровска (Запорожье) и других городов, строительство которых было начато во второй половине XIX в.
Ухудшение архитектурного качества застройки русских городов в период развития капитализма послужило причиной резкой критики градостроительной практики этого периода. В связи с этим большой интерес представляет высказывание Н. В. Гоголя.

Большинство городских поселений 50-х годов XIX в. были в основном административными, торговыми и ремесленными центрами, которые не имели еще типичных черт капиталистических городов. Главным фактором развития городских поселений являлась торговля (ярмарочная и местная). В этот период возникают, и развиваются небольшие торгово-ремесленные городские поселения - местечки.
Начиная с 60-х городов, и особенно после постройки железнодорожных линий, начинается бурный рост промышленности и городов.
Уже в этот период значительная часть украинских городов приобрела черты, характерные для капиталистических населенных мест.

Рост промышленных центров и более крупных городов сопровождался уменьшением роли местечек и некоторых малых городов в развитии торговли и ремесел и относительной стабилизацией количества их населения.
Большое значение для развития украинских городов и поселков имело развернувшееся во второй половине XIX в. строительство железных дорог.

Железнодорожное строительство положило начало возникновению городов и поселков нового типа, развивающихся на базе транспорта. На Украине строятся Жмеринка, Казатин, Дебальцево, Лозовая, Бирзула и др., развиваются промышленные поселки Донбасса: Юзовка, Краматорск, Константиновка, Енакиево, Алчевск, Макеевка, Лисичанск, Красный Луч и др.
Наличие железнодорожных связей создало предпосылки для значительного развития промышленности и торговли в городах, присоединенных к этим линиям, и роста городского населения.

Строительство железнодорожных линий, наряду с его большим прогрессивным значением, приводило зачастую и к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни населения городов. В черте города устраивались депо, сортировочные станции, грузовые дворы с характерными для них шумами, копотью и т. п. Железнодорожные ветки обрастали складами, промышленными предприятиями, отрезавшими населению доступ к водоемам и затруднявшими транспортные связи между различными частями городов.
Всего этого можно было бы избежать при наличии четкой системы регулирования застройки, которая, к сожалению, в тот период практически отсутствовала.

Большое изменение претерпели центры старых городов. Центрами капиталистических городов становятся не только главные площади, но и целые городские районы, где сосредоточивались банки, магазины и жилые кварталы буржуазии.
В России в 70-х годах прошлого столетия основными регулирующими строительство документами являлись нормы «строительного устава», дополненные «обязательными постановлениями» местных городских и земских управлений.

Счетчик