Архитектура городских улиц в восточных украинских городах в этот период мало выразительна. При господствовавшей усадебной системе застройки дома ориентировались на улицу торцами или располагались внутри усадеб, за оградой и хозяйственными постройками.

Города и поселения киевской Руси.  Силуэты застройки.

Наиболее интересные по архитектуре дома казацких старшин, богатых купцов и ремесленников также располагались внутри усадеб, за высокими заборами.
Площадь являлась, в первую очередь, противопожарным разрывом между церквями, расположенными в ее центре, и жилой застройкой. Форма площади при этом не имела решающего значения.

Характерным отличием архитектуры восточных украинских городов от западных являлось также отсутствие скульптурных монументов на площадях и улицах. В ознаменование крупных политических событий обычно строились культовые сооружения: церкви, часовни.
Торговые площади, на которых происходила продажа всех видов товаров и продуктов: сена, скота, дров и даже готовых рубленых домов, располагались чаще всего «на посадах» и были довольно значительными по размерам.
Улицы в украинских городах, построенных в XVII в. на южных границах Московского государства, были более широкими по сравнению с городами раннего периода, а также западными украинскими городами. Вместо улиц «в одну телегу» главные улицы закладывались шириной 12-16 м, а жилые - 8-12 м.

Градостроительство на Украине в XV - первой половине XVII вв. осуществлялось в сложных условиях национально-освободительной борьбы украинского народа.
Период 1654-1782 гг. характеризуется бурным строительством административных учреждений, церквей, монастырей, школ, а также крупных ансамблей загородных резиденций гетманов и казацких старшин.

В развитии национальной культуры на Украине большую роль сыграли братства, являвшиеся патриотическими организациями и культурно-просветительскими центрами. При братствах организовывались специальные цехи, готовившие мастеров-строителей, художников, графиков, полиграфистов и т. п. Огромная роль в культурном развитии народа принадлежала Киевской академии, в которой в начале XVII в. обучалось от 1000 до 2000 «спудеев», а также школам в других городах и при монастырях.

Украинские буржуазные националисты пытались объяснить это лишь прогрессивной деятельностью казацкой феодальной верхушки и гетманов. Отрицая взаимное обогащение национальных культур русского, украинского и белорусского народов, они также предвзято и бездоказательно отрицают национальную самобытность украинской архитектуры и утверждают, что на Украине с запозданием были скопированы образцы готического стиля, ренессанса и барокко и что все значительные памятники архитектуры построены немецкими и итальянскими зодчими.

Однако совершенно очевидно, что национальная архитектура этого времени ярко отражает характер общественной жизни всего украинского народа. После войн 1648-1659 гг. у народа, освободившегося от векового угнетения, появилась потребность средствами искусства возвеличить и прославить свою силу и победы.
Было начато строительство церквей и монастырей, дворцов гетманов, резиденций казацких старшин. Административное деление Левобережья на полки вызвало интенсивное строительство административных зданий в Батурине, Чигирине, Переяславе, Глухове, Нежине, Чернигове, Полтаве, Харькове, Изюме и в ряде других городов.
Строятся полковые канцелярии, дома полковников, сотников и других должностных лиц. Сооружаются учебные заведения: коллегиумы, школы.

Счетчик