Территория старого Львова представляла собой неправильный четырехугольник площадью около 18 га. В центре города располагалась прямоугольная рыночная площадь размером 130X150 м, на которой было построено здание ратуши. Городская территория пересекалась четырьмя улицами, продолженными параллельно длинным сторонам городских укреплений, и четырьмя улицами, идущими перпендикулярно.

Города и поселения киевской Руси. Готическая застройка Львова

Кварталы, по форме близкие к прямоугольникам, разделялись на почти одинаковые усадьбы 10-12 м шириной и 20-30 м длиной. Такая форма и размер участков характерны для огромного большинства западноевропейских городов и была обусловлена системой налогов, взимаемых с граждан на основе статуса Магдебургского права в зависимости от их имущественного и сословного положения.
Город был опоясан кольцом новых крепостных стен, укрепленных почти пятьюдесятью башнями и сооруженными у стен барбаканами.

При нападении врагов городские стены и башни оборонялись членами цехов, на территории которых они были сооружены. Отсюда и их названия: золотников, медников, гончаров и т. п.
Одинаковая ширина участков, стремление возможно более полно использовать землю в пределах городских укреплений и относительная общность уклада жизни торгово-ремесленной буржуазии привели к тому, что внутренняя планировка и особенно членение фасадов домов стали почти стандартными. Наличие на фасаде трех окон и потребность во внутренних помещениях различной величины привели к разбивке комнат на большую в два окна и меньшую с одним окном.
Помещения в первом этаже использовались в соответствии с профессией владельца для торговли или ремесла, а остальные этажи - для жилья семьи владельца дома.

За комнатами, выходившими на фасадную сторону, располагалась лестница и ряд небольших темных помещений. Со стороны небольшого двора размещался коридор, соединявший помещения, которые освещались окнами, выходившими во двор. При возможности во дворе строился еще и флигель, обычно меньшей этажности.

Готическая застройка Львова была полностью уничтожена в 1527 г. пожаром. После восстановления города в архитектуре его застройки получили преобладание стиль Возрождения. При перестройке города в пределах старых крепостных стен не было возможности расширения земельных участков. Поэтому здесь сохранилось трехчастное членение фасадов и структура планов домов. Только дом Корнякта, который по специальному разрешению короля был построен на участке двойной ширины, имеет шесть окон по фасаду, более свободное решение плана и небольшой дворик внутри усадьбы.
Во Львове, крупнейшем городе Западной Украины, в 1572 г. был организован специальный цех мастеров-строителей, членами которого наряду с местными были и итальянские мастера.

Сюда входили также камнетесы, каменщики и резчики по камню - «сницари». В ряде случаев мастера-каменщики выполняли роль архитекторов, разрабатывая чертежи, по которым возводились отдельные здания.
Доступ в цехи был ограничен: членом цеха мог стать только полноправный гражданин города. В ученики к цеховым мастерам могли поступать и жители других населенных мест. Срок обучения составлял 3-4 года, после чего ученик держал экзамен по избранной специальности, состоявший из практических и теоретических заданий.

Влияние Ренессанса на городское строительство было большим в западных украинских городах и выразилось, прежде всего, в изменении архитектуры отдельных общественных и культовых зданий. С ростом городского населения расширялись границы городов. В большинстве из них сносятся старые укрепления и на их месте создаются бульвары и скверы.
В некоторых случаях эта тенденция приводила к очень удачным градостроительным и ландшафтным решениям. Например, во Львове часть городской территории на месте крепостных стен превратилась в полосу площадей и бульваров, сообщающихся с системой садов и парков, организованных за пределами старого города.

Устройство бульваров и скверов и расширение улиц в центре городов улучшило их ландшафт, санитарно-гигиенические условия жизни населения и организацию транспортных сообщений. Однако, вместе с тем, эстетике городского строительства и истории строительного искусства был нанесен непоправимый ущерб, так как были уничтожены уникальные произведения архитектуры, создававшие неповторимый, свойственный старым городам, индивидуальный архитектурный облик.

Счетчик