Изучения стиля вопрос происхождения триумфальной арки не имеет большого значения: ее первоначальной формой можно считать тип арки, встречающийся уже в постройках Августа. Арка этого-типа состоит из трех частей: из нижнего массива стены с колоннадой, подпорками и балкой, которая пробивается арочным пролетом, затем аттика, несущего на себе надпись, и, наконец, из венчающей все сооружение самой триумфальной статуи с квадригой.

Римские триумфальные арки.  Изучение стиля триумфальной арки.

Здесь на небольшом пространстве теснится множество мотивов, развивавшихся в дальнейшем, уже не говорю о возможности удвоить или утроить пролет арки, ее более или менее пластически украсить, кассетировать и т. п.,- все это имеет мало общего с развитием стиля. Самое главное состоит в том, как связывается арка с колоннадой, как оформляются базис и пролет арки, в каком отношении находится цельная поверхность к пробитой и в какой пропорции взяты венчающая часть аттика и триумфальная статуя по отношению к самой арке (к сожалению, о последнем пункте ничего нельзя сказать, так как нет примеров, чтобы триумфальная статуя сохранилась на месте).

Здесь мы встречаемся с очень характерным явлением, повторяющимся в развитии всякого архитектурного типа: цельные формы заменяются дифференцированными, координация вытесняет субординацию, свободное сопоставление частей заменяется спаянным, в котором каждая часть является нераздельной с целым.

С этой точки зрения период архитектурной деятельности при Августе, нередко называемый золотым веком архитектуры, является лишьподготовительным периодом и соответствует кватроченто, тогда как Классицизм вступает в свои права только при Флавиях и едва ли охватывает полное столетие. Со второй половины II века появляются уже признаки притупления чувства формы, в котором проявляются черты общие со стилем Барокко XVII века. Арка Септимия Севера, относящаяся к 203 г., уже отражает полный упадок высокого искусства.
Я не предполагаю подвергать рассмотрению все двадцать пять - тридцать арок Италии, которые могли бы иметь для нас значение. В интересах более ясного изложения нужно по возможности ограничить выбор примеров; варианты или даже подражания нами рассматриваться не будут.

Кроме того, еще следует учесть следующее. Для нашего исследования нам нужен однородный материал. В то время как в Риме существовало много различных типов триумфальных арок, мы остановим наш выбор на одном из них.

Если откинуть некоторые исключительные формы, то в нашем распоряжении останутся три системы арочных сооружений:
1) арка с одним пролетом и двумя колоннами;
2) арка с одним пролетом и четырьмя колоннами;
3) арка с тремя пролетами (четырьмя колоннами).

Эти типы арок встречаются, как уже было сказано, одновременно. Трехпролетные ворота, типа ворот Септимия Севера или ворот Константина, не являются архитектурным типом позднейшего времени; если не включать в раннюю эпоху арку в Оранже, как памятник позднейший и находящийся вне Италии, то следовало бы, пожалуй, назвать две арки времен Августа близ храма Юлия Цезаря на Форуме. С другой стороны, простая арка с двумя колоннами (или пилястрами) встречается вначале особенно часто (Сполато, Сузы, Римини, Триест и др.); но существуют и такие разрешения, из которых видно, что данная система могла бы удовлетворить вкус и позднейшего времени. Все же интерес к этому простому типу с течением времени все больше ослабевает. Остаются однопролетные ворота с четырьмя колоннами. Эти памятники составляют до известной степени тип нормальной арки,, поскольку в системе их построения придерживаются середины между простотой и роскошью. Уже по одной этой причине следовало бы этот тип арки положить в основу нашего исследования. Однако решающую роль играют другие обстоятельства. Только этот тип дает возможность проследить развитие архитектурных форм на всех промежуточных ступенях, к тому же, все, что сохранилось от построек классического стиля, создано как раз по этому образцу: арка Тита в Риме, арка в Беневенте, в Анконе и арка Марка Аврелия в Риме; последняя, правда, в стилистическом отношении уже сильно уклоняется от предыдущих.

Где должны мы искать предшествующую ступень к арке Тита? Среди сохранившихся в Италии памятников лишь один мог служить предпосылкой системы сооружения арки Тита; мы имеем в виду арку Аосты 1, относящуюся к 25 г. до н. э- и представляющую собой одну из самых древних италийских арок вообще. Аттик здесь отсутствует, в остальном же памятник сохранился довольно хорошо. Самая главная часть сооружения, а именно ряд колонн, выражена вполне отчетливо. Мы имеем здесь систему из четырех колонн, расположенных так, что образуются три поля: широкое среднее поле с собственно пролетом ворот и два узких боковых поля с гладкой поверхностью стены. Колонны - трехчетвертные. Они несут на себе балку, которая, однако, покоится не на всех четырех подпорах равномерно, а образует выступ над колонной, затем отступает к поверхности стены, чтобы снова выступить над двумя средними колоннами.

Счетчик