Подобно тому, как церковная архитектура западных христианских стран сводится всего лишь к нескольким определенным типам сооружений, а именно к базилике как зданию продольному, и к зданию центрическому, так и в мусульманском искусстве круг архитектурных зданий строго ограничен.

Культовые памятники магометанского зодчества.

Древнехристианской базилике соответствует в раннюю эпоху мусульманства мечеть с колоннадой и столбами. Но уже в первые века ислама сооружаются здания центрические, о чем свидетельствует храм Куббат-ес-Сахра в Иерусалиме. Правда, храм этот по своей основе должен быть отнесен к поздней античности или, точнее, к древнехристианской эпохе. Тем не менее, в ранний период мусульманства центрические здания встречаются еще редко. Лишь в позднейшие столетия идея сооружения зданий центрального типа, увенчанных большим куполом, господствует в архитектурном творчестве мусульман. Однако этот тип центрических зданий и с технической, и с художественной стороны следует рассматривать не как абсолютно оригинальное произведение мусульманского творчества, а скорее как дальнейшую стадию развития позднеантичных архитектурных форм.

Страною господства центрических зданий с обширными куполами была древняя Персия. Идея центрального плана достигает здесь своего наивысшего развития в грандиозных дворцах сассанидов в Фирузабаде и Сарвистане (III-VI века н. э.). Этим произведениям соответствуют обширные купольные здания христианской архитектуры, расположенные на берегах Босфора и обязанные своим возникновением Юстиниану и его мастерам (церковь Апостолов и храм св. Софии). Этот тип центрических сооружений распространяется по всему мусульманскому Востоку, до Стамбула - с одной стороны и до Индии - с другой. Далее от Ирана получает свое распространение еще тот тип мечети, в котором четыре прямоугольных однонефных зала крестообразно расположены вокруг внутреннего двора и покрыты коробовым сводом. Речь идет здесь о типе мечети-медрессе, представляющей собой одновременно и молитвенный дом и духовную школу; в ней наряду с богослужением читаются богословские лекции и создаются новые кадры священнослужителей. С художественной точки зрения эти продолговатые здания, перекрытые коробовым сводом, так называемые ливаны, заключают в себе конструктивные и пространственные идеи поздней античности. Такое продолговатое помещение с яйцевидным коробовым сводом служило во дворце Сасанидского царя Хозроя главным приемным залом (V-VI века н. э.). Развалины этого образцового архитектурного произведения сохранились в пустыне и до наших дней. Передняя арка свода почти не разрушена и известна среди окрестного населения под названием Так-и-Хозра (арка Хозроя).

Но в конце концов именно коробовые своды Переднего Востока ведут свое начало от древней архитектуры Месопотамии.
Прообразами тех архитектурных форм, которые персидская античность довела до высшего совершенства, являются узкие и продолговатые помещения, перекрытые коробковым сводом (кирпичный свод) в вавилоно-ассирийских резиденциях (Ниневия, Новый Вавилон) времен Навуходоносора. Таким образом, применение коробкового свода в эпоху позднего эллинизма (царство Селевкидов в Сирии с главным городом Антиохией) и римского мирового владычества должно быть, по-видимому, приписано влиянию развалин месопотамских сооружений, вдохновлявших как заказчиков, так и мастеров.

Счетчик