Составление проекта автомобильных дорог. Видоизмененные горные породы.

На учет берут все месторождения дорожно-строительных материалов, малые и большие, разрабатываемые и неразрабатываемые. Из всех месторождений отбирают пробы (образцы) материалов, которые для определения их качества подвергают испытаниям в специальной лаборатории, где узнают объемный вес камня, т. е. вес в тоннах на 1 м камня, способность его впитывать или поглощать воду (водопоглощение), морозостойкость камня и его прочность.
Самые главные испытания — это испытания на морозостойкость и прочность камня.

 

Составление проекта автомобильных дорог. Видоизмененные горные породы.

 

 

Морозостойкость камня, или способность его во влажном состоянии противостоять действию мороза, определяют двумя способами. По первому способу насыщенные водой образцы камня помещают в специальную камеру, где их выдерживают при температуре -20° в течение 4 часов, после чего вынимают и помещают в ванну с водой тоже на 4 часа. Такое попеременное оттаивание проводят 15, 25, 50, 100 раз. Если, например, после 100 раз замораживания и оттаивания образец известняка не имеет заметных повреждений, значит его можно отнести к 1-й марке каменных материалов и применять для покрытий из асфальтобетона на дорогах I-III технических категорий.
Прочность камня определяют путем раздавливания образца на специальных прессах. Хорошим по качеству является такой, который выдержал давление 800- 1000 кг на 1 см2 образца.
Для строительства дорог выбирают такой камень, который бы хорошо противостоял атмосферным изменениям и выдерживал нагрузку от проходящих автомобилей.
Гравий должен быть прочным и морозостойким, не содержать зерен кремния и комочков глины.
Песок применяют для подстилающего слоя, для приготовления цементобетона и асфальтобетона и для улучшения грунтовых дорог. Песок должен быть чистым, примесей глинистых частиц может быть не более 3%, мелких крупинок диаметром менее 0,15 мм- не более 5%.

Проектируемая дорога редко проходит в таком районе, где имеются хорошие горные породы. Обычно на месте есть либо хороший камень, но плохой песок, либо удовлетворительного качества камень, а песка вовсе нет и т. д.
При проектировании дорог очень важно найти такие решения, которые позволяли бы максимально использовать местные материалы. Для улучшения местных материалов применяют вяжущие материалы: известь, цемент, битум, деготь и др. Эти материалы связывают рыхлые породы, покрывают их пленкой и тем самым закрывают поры камня от проникновения в них воды, создают покрытие, хорошо выдерживающее нагрузки.
Трудно себе представить современную автомобильную дорогу без дорожной одежды. Нет дорожной одежды нет дороги, нет удобного, безопасного пути для тысяч автомобилей. Дорожную одежду можно, пожалуй, сравнить с рельсами железной дороги, по которым движутся поезда. Нет рельсов — нет железной дороги.
Дорожная одежда — наиболее ответственная и наиболее дорогостоящая часть автомобильной дороги. Само собой разумеется, что проектировать такую ответственную часть дороги нужно очень серьезно и вдумчиво. Создание прочной и в то жевремя экономичной конструкции дорожной одежды возможно лишь в том случае, если проектировщиками будут правильно учтены все влияющие на работу дорожной одежды факторы, как природные, так и эксплуатационные, т. е. состав, интенсивность и режим движения автомобильного транспорта, а также предъявляемые к одежде требования в смысле ровности, долговечности и др.
Разберем дорожную одежду как конструктивную часть автомобильной дороги.
Дорожные одежды бывают двух типов — нежесткие и жесткие. К жестким одеждам относят обычно монолитное цементобетонное покрытие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *