Создание четкой пространственной организации и выразительной архитектурной композиции становится все более важной задачей при проектировании и строительстве современных городов. Однообразие и нечеткость пространственной организации некоторых новых городов связана, в частности, с тем, что вопросы методики построения их архитектурной композиции и закономерности создания наиболее выразительной и четкой пространственной структуры почти не разработаны.

Создание четкой пространственной организации

Необходимость разработки вопросов пространственной организации новых городов усугубляется тем обстоятельством, что в современных условиях быстрого строительства промышленных предприятий и научных учреждений, а также возникающих на их базе новых городов необходимо во все более сжатые сроки обеспечивать их проектной документацией, используя новые методы решения градостроительных проблем и разработки проектов. Если в промышленном строительстве все чаще успешно совмещается техническое и строительное проектирование, то при разработке новых городов наблюдается совмещение таких стадий, как основы генерального плана, проекты детальной планировки первоочередного района и проектных заданий отдельных микрорайонов.

Строительство нового города часто ведется одновременно в различных функциональных зонах и удаленных друг от друга районах города, причем темпы возведения сооружений разные. Для создания единой архитектурно-планировочной композиции в этих условиях обязателен учет системы общегородских инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих взаимодействие отдельных элементов города и объединяющих их в единой системе. Опыт показывает, что модуль этих коммуникаций, слабо ощущаемый на первых этапах строительства города, в дальнейшем во многом определяет масштабное построение основных районов города и существенно влияет на особенности их композиционного решения.


В условиях дальнейшего роста объемов жилищного и культурно-бытового строительства большое значение придается развитию полносборного домостроения, совершенствованию и повышению степени заводской готовности деталей и конструкций, внедрению новых эффективных материалов и изделий.
Основными направлениями развития народного хозяйства на 1976-1980 гг. предусмотрено увеличение объемов производства строительных материалов примерно в 1,3 раза. Производство цемента в 1980 г. будет доведено до 143-146 млн.т (в 1975 г. - 122 млн.т). При этом значительно возрастет выпуск высокомарочных и специальных видное цемента - быстротвердеющего, напрягающегося и декоративного.
В 1975 г. в было изготовлено 114 млн. куб. м сборного железобетона. Объем его производства в текущем пятилетии намечено увеличить в 1,2-1,3 раза. Значительно возрастает выпуск укрупненных и облегченных конструкций заводского изготовления. В частности, предусмотрено увеличение производства деревянных клееных конструкций, крупноразмерных конструктивных и отделочных асбестоцементных изделий.
В целях снижения металлоемкости строительства развивается массовое производство высококачественных железобетонных, асбестоцементных, пластмассовых и других труб, а также панелей и строительных конструкций без применения металла. Планируется рост производства материалов из природного камня, попутно добываемого сырья и отходов промышленности.
Расширяется ассортимент и объем выпуска полированного, теплозащитного и архитектурно-строительного стекла.
К 1980 г. значительно увеличится доля полносборных жилых домов - крупнопанельных, объемно-блочных и деревянных заводского изготовления - до 60% от объема государственного и кооперативного жилищного строительства по сравнению с 51% в 1975 г. На протяжении длительного периода возведение крупнопанельных домов дает возможность снизить фактическую стоимость на 6-8% и более, затраты труда на строительной площадке и продолжительность строительства на 30-40% по сравнению с традиционными видами строительства. Поэтому в новом пятилетии крупнопанельное домостроение получит дальнейшее развитие, а его доля в общем объеме государственного и кооперативного жилищного строительства будет доведена до 56%.

Счетчик