Даже для сравнительно небольших городов с населением 35-75 тыс. жителей (Каменка, Сердобск, Бугуруслан) средняя дальность поездок меняется в очень больших пределах - 2-4,6 км. Значительные колебания наблюдаются также в объемах пассажирооборотов и транспортной работы по освоению трудовых перевозок.

Анализ планировочной структуры городов

Так, при равной численности населения Ачинска и Волжского (150 тыс. чел.) годовой пассажирооборот и перевозочная работа составляют соответственно 22.3 и 28,9 млн. пассажиров и 82,3 и 127,6 млн. пассажиро-км, а для Тайшета (225 тыс. чел.) и Махачкалы (230 тыс. чел.) эти показатели равны 36,5 и 28,7 млн. пассажиров и 219 и 71 млн. пассажиро-км., т. е. колебания по объемам пассажирооборота и транспортной работы составляют 27-30 и 55-230%.

Анализ планировочной структуры городов позволяет установить, что наряду с компактностью плана города требования к размещению предприятий разного профиля и мощности, величине санитарно-защитной зоны между предприятиями и жилыми районами оказывают существенное влияние на условия передвижения населения. Однако решающее значение имеет взаимное расположение крупных предприятий и обширных жилых районов.

При одинаковой санитарно-защитной зоне предприятия могут располагаться параллельно селитебной территории, с одной или двух ее сторон, чередоваться с жилыми зонами и Т. д. При этом существенно меняются условия передвижения жителей к местам работы. Рассмотрим проектные схемы двух примерно равных по населению и территории промышленных городов А-125 тыс. жит. и Б-120 тыс. жит. Различное взаимное расположение мест приложения труда и жилых районов существенно повлияли на характер и объем трудовых передвижении градообразующих кадров.
Пассажирооборот меньше, так как здесь значительная часть населения прожинает в зоне пешеходной доступности основных мест приложения труда, расположенных между жилыми районами.

Ландшафтная оценка этой территории послужила предпосылкой расчлененной структуры городского плана; спокойный рельеф территории Целинограда обусловил компактное решение планировки города; наличие большого водного пространства позволило активно включить его в композицию г. Чайковского.
В архитектурной практике наиболее полно разработана методика выделения и классификации лесных и лесопарковых ландшафтов.
При ландшафтно-эстетическом обследовании территории лесопарков в проектной практике выделяют четыре основных ландшафта - лесной, лугостепной, приречный и окультуренный. В свою очередь лесные ландшафты подразделяются на закрытые, полуоткрытые и открытые. Такой материал, изображенный графически на чертеже, может облегчить принятие того или иного планировочного решения.
В числе ландшафтных различий территории, отличающихся отчетливо выраженными природными особенностями, можно назвать: места, отличающиеся своеобразием рельефа или растительного покрова; места, отличающиеся своеобразием архитектурно-планировочного облика или организации застроенных территорий; места, окружающие пункты, с которых или на которые открываются живописные виды видовые точки; парки, островные ценные леса, памятники архитектуры и т. д.
При обследовании территории города необходимо отмечать местоположение, размер, конфигурацию основных природных факторов. На покрытой насаждениями территории следует произвести лесную и ландшафтную таксацию. На плане должны быть нанесены очертания существующих участков зеленых насаждений, определены их природный состав и качественное состояние. Следует в обобщенной форме зафиксировать повышения и понижения рельефа, долины и овраги, расчленяющие территорию, ровные участки и болотистые, все водные источники реки, водоемы, ручьи; произвести оценку благоприятных и неблагоприятных аспектов восприятия.
Обследованием определяются пластические достоинства рельефа при рассмотрении с различных видовых точек, расположенных как на территории будущего строительства, так и на прилегающей к его внешней границе.

Счетчик