Заместитель директора по вопросам эксплуатации действует в границах имеющейся должностной инструкции и подчиняется непосредственно директору и отвечает перед ним за весь объем своей деятельности.

Гостиничное хозяйство. Схема и организационный состав

Ответственность заместителя директора за весь объем эксплуатационной деятельности, а следовательно за работу гостиницы и ресторана налагает на него следующие обязанности:
1) организация, надзор, контроль и координация работы подчиненных ему производственных участков;
2) рассмотрение предложений (высказанных работниками) и представление их директору;
3) организационное обеспечение качественного и своевременного выполнения плановых заданий;
4) организация работы над постоянным повышением уровня культуры и техники обслуживания;
5) постановка перед соответствующим отделом задач, реализация которых обеспечит материально-техническую и сырьевую базу, необходимую для выполнения эксплуатационных задач;
6) анализ экономических результатов деятельности предприятия и внесение на основе этих результатов предложений, направленных на дальнейшее улучшение труда и получение еще лучших показателей;
7) контроль за соблюдением в гостинице и ресторане санитарных, противопожарных правил, а также правил безопасности и гигиены труда.
Заместитель директора выполняет функции директора во время его отсутствия. В этот период к нему переходят все обязанности директора предприятия. Самые крупные предприятия имеют в штатах двух заместителей директора. Распределение их обязанностей сводится к поручению каждому из заместителей директора руководств гостиницей или рестораном. При этой системе общий круг обязанностей заместителя директора по вопросам эксплуатации не требует корректировки.


В 1960-1961 гг. возникла идея пересмотра традиционного распределения компетенции и обязанностей заместителя директора. Эта идея заключается в подчинении одному из заместителей директора всей эксплуатационной деятельности, а другому заместителю - всех административных отделов.
При отсутствии директора и его заместителя по вопросам эксплуатации заместитель директора по экономическо-административным вопросам замещает их и к нему переходят все права и обязанности директора предприятия.

При каждом варианте организационной схемы большое значение имеет главный бухгалтер. Его права и обязанности определяют действующие решения вышестоящих ведомств. Из сферы деятельности главного бухгалтера в первую очередь следует отметить:
1) разработку отраслевой инструкции, а также инструкции, устанавливающей прохождение бухгалтерско-финансовой документации в предприятии;
2) систематический контроль за прохождением бухгалтерско-финансовых документов, что полностью обеспечит правильную и своевременную регистрацию различных расчетов;
3) контроль за систематическим проведением расчетов всех эксплуатационных отделов предприятия, всех пунктов возникновения расходов, а также всех материально-ответственных, лиц;
4) контроль за правильным декретированием и классификацией документов, указание соответствующего места возникновения излишних расходов;
5) акцептацию всех документов, создающих финансовое обязательство предприятия, за исключением оговоренных организационным уставом для единоличных решений директора;
6) организацию предварительного и повторного внутреннего контроля в предприятии.
Состав руководства предприятия и определение прав и обязанностей отдельных его членов предопределяет план организационной схемы. В принципе установление организационной структуры относится к компетенции директора.

Счетчик