В некоторых случаях при замене обычной кладки кирпичными блоками для обеспечения транспортабельности последних повышается марка раствора до 25-50 кг/см2, хотя в конструкции стены такая высокая марка и не требуется. При применении вибрирования транспортабельность блоков обеспечивается при использовании марки раствора в 10 кг/см2, что также дает возможность экономить цемент.

Испытания вибрированных кладок

Испытания вибрированных кладок нельзя считать законченными. Однако уже имеющиеся данные позволяют рекомендовать такие кладки для широкого применения. Поэтому в проекте новых временных технических условий на изготовление и применение крупных стеновых блоков из кирпича предусматривается, как первый шаг, увеличение на 25%нормативной прочности для блоков, изготовленных с вибрированием.
Наряду с дальнейшим совершенствованием вибрированных способов кладки необходимо усилить работы по изысканию новых способов образования блоков из кирпича и керамических камней.

Следует ускорить проектирование и изготовление усовершенствованных механизмов для кладки кирпичных блоков с учетом последних достижений в технологии кладки. Трест Союзгеплострой проводит опыты по применению крупных блоков для фабрично-заводских дымовых труб и промышленных; печей.
В последние два года кирпичные блоки, а также блоки из огнеупорного бетона уже применены в строительстве и ремонте ряда объектов огневой теплотехники.
В частности, трестом построены с применением крупных блоков кирпичная дымовая труба на Челябинском металлургическом заводе и две железобетонные трубы в Сталинграде. Кирпичные и бетонные огнеупорные блоки применены в строительстве ряда промышленных печей.


Состав основных документов типового технологического проекта возведения крупнопанельных домов, их назначение и содержание, а также состав привязочных работ. В приложении иллюстрируются формы основных технологических документов, разработанные НИИОМЭС АСиА УССР на примере типового технологического проекта возведения крупнопанельных домов серии 1-480.

В практике крупнопанельного строительства применяются два способа доставки сборных деталей на строительную площадку: со складированием у возводимого объекта и последующим монтажом деталей со склада; с монтажом деталей непосредственно с транспортных средств без перегрузки на приобъектном складе (монтаж с колес). При массовом крупнопанельном строительстве наиболее рациональным, является четко координируемая по времени поставка деталей и их монтаж непосредственно с транспортных средств.
Монтаж деталей крупнопанельных домов с приобъектных складов можно допускать лишь в начальной стадии освоения крупнопанельного строительства при возведении отдельно стоящих домов. Панели стен и перегородок хранятся в вертикальном положении, панели перекрытий и крыши, лестничные марши - в штабелях с деревянными прокладками.

Стеновые и перегородочные панели складируются с использованием специальных металлических или деревянных кассет с фиксирующими устройствами, или же при помощи деревянных упоров рам, к которым прислоняются панели, соединяемые одна с другой накидными металлическими скобами. Хранение в кассетах обеспечивает наилучшую сохранность панелей и позволяет брать их со склада в любой очередности. При применении упоров сокращаются размеры склада и затраты на его устройство; такой прием можно рекомендовать при складировании панелей одного и того же типоразмера.

Во избежание примерзания бетона в зимнее время к шлифованному мозаичному полу, в последний вмонтированы паровые регистры. Кроме того, для уменьшения теплопотерь при работе зимой формы укрываются съемными утепляющими деревянными коробами.

В качестве сырья для производства крупных шлакоблоков используются котельные шлаки электростанции Серовского металлургического завода, получаемые при сжигании каменного угля Богословского месторождения. Шлаки до употребления в дело подвергаются обогащению: магнитной сепарции (для извлечения металлических включений), отсеву фракции до 5 мм (содержащей большое количество несгоревшего угля), дроблению крупных кусков в молотковой дробилке. После обогащения содержание несгоревшего угля в шлаке все же достигает 15%. В целях снижения расхода цемента шлак подвергается кратковременному пробуждению (в течение 4-5 мин.) в бегунах типа ЗМ-3. В качестве активизатора при пробуждении шлаков применяется негашеная молотая известь или известково-шлаковый цемент.

Примерный состав шлакобетона на 1 м3 плотной массы: шлакопортландцемента марки 300-150 кг, молотой негашеной извести 60 кг, шлака котельного 1 460 кг. Влажность формовочной массы 20-22%.

Для ускорения твердения шлакобетона в шихту вводится хлористый кальций в количестве 1,5-2% от веса цемента. При указанном составе шихты блоки имеют прочность 50 кг/см2 и выдерживают 15 циклов попеременного замораживания и оттаивания. Объемный вес блоков в сухом состоянии составляет от 1 460 до 1 540 кг/м3, а во влажном состоянии от 1 700 до 1 800 кг/м3.
В связи с ограниченными возможностями получения котельных шлаков, а также вследствие их низкого качества строительной лабораторией треста проведена работа по частичной и полной замене котельных шлаков другими заполнителями - кусковыми и гранулированными доменными шлаками Серовского завода и золой Богословской ТЭЦ.

Счетчик