Построение пейзажей полян. Гармония элементов

Гармоническое слияние художественных элементов между собой и с окружающей местностью. Гармония элементов — это то, что впитало в себя все изящное, накопленное человеком в общении своем с природой, что он проверил в своей творческой практике, в своей художественной деятельности.

 

Построение пейзажей полян. Гармония элементов

 

В подлинном произведении паркового искусства вмешательство человека в природу кажется совершенно естественным и незаметным. Это достигается тщательной маскировкой границ парковых насаждений, усилением цветовых переходов при углублении в массив и сокращением при этом площади лужаек, ликвидацией разрывов между парковым массивом и окружающей парк местностью.

Поэтому чтобы не было слишком беспокойного, «рябого» света на всей площади лужайки, одиночные посадки должны быть не слишком частыми. В противоположном случае весь декоративный эффект будет разрушен.
Уменье располагать тени, солнечные блики и цветовые оттенки крон позволяет создавать гармоничные парковые композиции, сливать и<с элементы в одно целое. Вот один из приемов, позволяющий получить глубинный пейзаж. На заднем плане высаживаются деревья, имеющие сизую окраску кроны (ель колючая сизая), а ближе к переднему плану размещаются деревья с более темной листвой. Здесь учтены законы воздушной перспективы — по мере углубления пространства воздух приобретает синеватый оттенок. Помещая деревья и кустарники, имеющие синеватую листву, на заднем плане, мы тем самым создаем впечатление более глубокого пространства. Если на опушке массива нужно более рельефно подчеркнуть «бухты» и «мыски», то в глубине «бухт» высаживаются деревья и кустарники с темной кроной, а выступы обсаживаются деревьями более светлой окраски.

Гармоничная связь элементов может быть подчеркнута умелым использованием насаждений различной высоты. Обычно в середине массива высаживают крупные деревья, а на опушках размещают преимущественно кустарники. Между крупными деревьями и кустарниками размещаются деревья средней величины. Большую часть «выступов» обсаживают более мелкими насаждениями, чем границы «бухт». В отдельных случаях немного поодаль от «мыска» высаживается одно крупное дерево, что придает всему решению более уравновешенный характер.
Если нужно создать видимое единство парка и лесного массива, находящегося в отдалении и не примыкающего к парку, необходимо строить воздушную перспективу путем создания глубокой лужайки. Лужайка мнимо сливается с лесом благодаря тому, что ее обсаживают деревьями и кустарниками. В случаях, когда лесной массив должен непосредственно примыкать к создаваемому парку, в местах смыкания леса и парка следует принимать те же породы деревьев и кустарников, что растут в лесном массиве. Не следует также злоупотреблять большим набором пород и в массивах самого парка, а выбирать несколько ведущих пород из числа местных и составлять из них основную массу насаждений, в которую могут быть вкраплены экзоты.

Очень важным является учет солнечного освещения в различное время дня. По северной границе парка следует создавать заслон из густого лесного массива. Восточную часть территории лучше оставлять открытой утренним лучам, так как просыпающаяся природа наиболее привлекательна именно при таком освещении.
Характер видимости элементов парка тоже зависит от положения солнца. Леса, деревья, газоны, отдаленные горы и водные поверхности воспринимаются лучше, когда солнце находится за этими объектами.
Здания, мосты, поля, дороги, отдаленные города и деревни лучше видны, когда солнце освещает их целиком.
Таким образом, вся компоновка элементов парка должна строиться по методу, учитывая все, что уже подкреплено теорией и проверено на практике, т. е. подход к создаваемому объекту должен быть не инстинктивным (присущим каждому), а творческим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *