Построение пейзажей полян. Знание законов паркостроения

Каковы же основные положения и каково их значение для нас, советских ландшафтных архитекторов?
Связь парка с окружающей местностью или биоэкологический учет места произрастания растений.

 

Построение пейзажей полян. Знание законов паркостроения

 

Это положение трактуется в соответствии с биоэкологическим или диатопическим принципом познания природы, выдвинутым проф. В. Г. Нестеровым, который подчеркивает, что «всякий однородный участок земли вместе с примыкающей атмосферой и совокупностью растений и животных, т. е. фрагмент природы в целом, представляет собой не гармонию живых и мертвых компонентов и не комплекс, управняемый отношениями организмов, а биоэкос — единство сообщества организмов (bio) и условий жизни (aikos), противоречие между которыми определяет его развитие и всевозможные изменения, влекущие за собой различную жизнестойкость, качество и продуктивность организмов, имеющих большое значение в хозяйстве».

 

В биологии, лесоводстве, сельском хозяйстве исследователя интересует главным образом сообщество организмов и условия их местообитания, т. е. сама сущность исследуемого вопроса, а художественный результат такой связи, такого единства часто ускользает из поля зрения.
В садово-парковом строительстве первоочередной задачей является выявление такой связи организмов и условий их местообитания, при которой достигается наибольший художественный эффект.

 

Климат, почвы, рельеф, ориентировка склонов по странам света, ветровой и водный режим — все это накладывает свой отпечаток на произрастание растений, а это, в свою очередь, — на развитие эстетических вкусов людей. Это было отмечено замечательным русским лесоводом Г. Ф. Морозовым, который, правда, полагал, что «эстетический вкус» зарождается «бессознательно» и «невольно». На самом же деле, человек должен иметь запас определенных практических впечатлений и теоретических знаний для того, чтобы у него появилось «эстетическое» отношение к природе. Человек должен сознательно выбрать из этих знаний лишь те, которые получены им путем массовых наблюдений и оправданы практикой. Таким образом, основой эстетической оценки природы, ее красивых пейзажей является не невольное восприятие природы, а сознательный и накопленный опыт впечатлений.

 

Художественное построение определенного пейзажа и естественное его выражение в природе не одно и то же. Не все, что мы видим в природе, изящно и красиво. В природе нужно изыскивать (и очень настойчиво!) не просто естественные мотивы, встречаемые на каждом шагу, а то, что действительно гармонично и красиво. Все надуманное, манерное, не соответствующее характеру места и условиям произрастания, должно отбрасываться мастером паркового искусства как прием, не оправдавший себя на практике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *