Построение пейзажей полян. Английский садовый стиль

Романтизм парков «английского» стиля долгое время носил реакционный, идеалистический характер. Этот «свободный» садовый стиль в начале своего существования в действительности был куда более искусственным и обладал меньшими эстетическими ценностями, чем существовавшие до него стили периода Ренессанса и барокко.

 

Построение пейзажей полян. Английский садовый стиль

 

Английский садовый стиль вскоре распространился по всей Европе; был он характерен и для России второй половины XVIII в. Таковы обширные парки в окрестностях Ленинграда — Павловске, Ораниенбауме, Пушкине, Гатчине и многочисленные парки Прибалтики. В них нашло отражение направление в садовом искусстве, господствовавшее в Западной и Средней Европе.
Только в середине XIX столетия ландшафтная архитектура вернулась к геометрически правильным формам, которые стали применяться в сочетании со свободными формами. В настоящее время садовый стиль покоится также па геометрических формах, правда более разнообразных и многочисленных. С появлением больших промышленных городов пришлось для улучшения гигиенических условий жизни народа создавать общественные парки. Но еще в XIX в. главным в ландшафтно-архитектурном творчестве считались «красота» и «красивые виды». Направление, основанное на открытых наукой законах, вытеснило позже романтизм из ландшафтной архитектуры. Однако многие свойственные эпохе романтизма явления сохранились в ландшафтной архитектуре до наших дней.

Среди ландшафтных архитекторов часто встречается мнение, что наука может взять реванш над искусством, как это произошло в XIX в. Это мнение было выражено наиболее четко на страницах журнала Германской Федеративной Республики «Garten und Lmdschaft» в 1957 г.. когда проводилась дискуссия о сообществе растений на основе их физиологии. Такое опасение, однако, не имеет оснований, если ландшафтно-архитектурная работа проводится сознательно и планомерно. Так же необоснованна боязнь инженеров, проектирующих шоссейные дороги, что современное озеленение шоссейных дорог может стать помехой в их работе. Практика показывает, что именно монотонное и стандартное озеленение дорог делает их опасными для движения. Таким образом, степень применения научных закономерностей в ландшафтно-архитектурном творчестве является самым существенным критерием при установлении его эстетической ценности.

 

Знание законов паркостроения, которыми руководствовались русские мастера прошлого, необходимо всем, кто посвящает себя созданию садов и парков. Но если наследие русского садово-паркового искусства XVIII-начала XIX в. в той или иной степени можно считать изученным, если материалы о деятельности зарубежных мастеров прошлого достаточно известны, то периоду конца XIX — начала XX в. в России наши исследователи почти не уделяли внимания. Считалось, что в это время в русском садово-парковом искусстве не было создано ничего нового, что его теория и практика повторяли достижения прошлых десятилетий.
Однако более подробное исследование позволило установить, что значение работ таких представителей русской школы садово-паркового искусства этого периода, как А. Э. Регель, Н. Л. Давыдов, И. В. Владиславский-Падалка и др., особенно в области создания парков ландшафтного стиля, значительно больше, чем было принято считать до сих пор. Разработанные этими мастерами принципиальные положения теории паркостроения и создания художественных садов послужили основанием для развития в русском парковом искусстве ряда особенностей и определили его самобытность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *