В странах Западной Европы гостиницы, как правило, применяют оплату полностью вперед за проживание и за полное трехразовое питание (пансион) по установленному гостиницей меню. Гостям, пользующимся пансионом, обычно предоставляется некоторая скидка в плате за номер при проживании не менее трех дней.

Гостиничное хозяйство. Гостиница-пансионат

Применяется и полупансион, при котором гостей обеспечивают завтраком и обедом или ужином, а также ночлегом и завтраком. Последнее широко применяется во многих странах, например в Голландии в цену номера включена стоимость завтрака. Эти завтраки, обеды и ужины подаются, как правило, только в определенные, точно установленные часы и на выделенных столах или за одним общим столом.

Гостиница-пансионат, принимающая гостей только с полным содержанием, не имея при этом вообще ресторана для посторонней публики. В таких предприятиях не производится розничной продажи алкогольных напитков.
Меблированные комнаты, в которых проживающие не получают питания, за исключением завтрака, и имеется буфет с широким ассортиментом продукции.

Гостиничные предприятия, не предоставляющие хотя бы завтраков, на основании международных правил и правил, действующих в Польше, не должны вообще называться гостиницами.
Наконец, с точки зрения периода эксплуатации, гостиничные предприятия подразделяются на постоянные и сезонные (временные), а с точки зрения местоположения предприятий - на постоянные и передвижные, к которым относятся всевозможные временно открываемые на период летних каникул гостиницы в студенческих общежитиях, а также кэмпинги, туристские лагеря, водные станции, спальные вагоны и вагоны-рестораны, пассажирские пароходы и самолеты.

С точки зрения доступности для большинства населения гостиничные предприятия можно разделить на открытые, общедоступные (гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты и т. п.), полуоткрытые, доступные для большинства населения, но при соблюдении определенных условий (дома отдыха, санатории) и закрытые, доступные только для определенных групп населения и в определенных условиях (студенческие общежития, спортивные центры, дома творческих работников, военные, рабочие гостиницы и т. п.).

Примером огромной жизненности гостиничного хозяйства, быстрой приспосабливаемости к возникающим потребностям и условиям являются мотели. Мотель-это сокращение, возникшее от соединения слов мотор и отель. Как видно из самого названия, это гостиница, предназначенная для клиентов, путешествующих преимущественно своим транспортом. Развитие мотелей обусловлено хорошей сетью дорог и большим количеством легковых автомбилей, имеющихся у населения. Мотели возникли в США после первой мировой войны. В 1939 г. их было уже 13 500, а сейчас несколько десятков тысяч, причем количество мотелей ежегодно увеличивается примерно на тысячу.

Клиентам, путешествующим на собственных автомобилях, мотель обеспечивает лучшие удобства, чем гостиница, давая возможность одновременно осуществить значительную экономию. Средняя цена одноместного номера в мотеле в США составляет 6-7 долларов, а в гостинице цены выше. Приспосабливаясь к новым нуждам и требованиям средне зажиточных клиентов, начали строить очень большие комфортабельные мотели, предоставляя в них гостям те же удобства, что и в наилучших гостиницах, но по более низким ценам и при большей тишине. Большие гастрономические предприятия также начинают строить мотели Еблизи своих филиалов, расположенных на автострадах.

Счетчик