Для дорог с несколько более тяжелым движением, чем допустимо для тармакадама, часто применяется битумированный макадам.
Широко применяются также поверхностные обработки дегтем или битумом по белому шоссе. При хорошем содержании и своевременном ремонте эти покрытия выдерживают значительное движение.

Дисциплина движения на дороге. Битумированный макадам

Существует еще не мало белых шоссе. Одним из недостатков их является пыль, вредно действующая на автомобили и на людей. Поверхностная обработка белых шоссе несомненно понизила бы стоимость эксплуатации автомобилей и стоимость содержания дороги. Следует заметить, что разница в стоимости белого шоссе и тармакадама в настоящее время незначительна, и потому едва ли можно оправдать выбор белого шоссе как покрытия для вновь строящихся дорог.

За последние 100 лет развитие методов дорожного строительства в Англии шло в такой последовательности:
1) местный гравий или иной подходящий материал, закатываемый движением;
2) белое шоссе из твердого камня;
3) введение каменных оснований;
4) каменные мостовые на шлаковом основании;
5) каменные и деревянные мостовые на бетонном основании;
6) поверхностная обработка белых шоссе;
7) тармакадам;
8) битумированный макадам;
9) асфальт и асфальтобетон по старым покрытиям;
10) асфальт по бетону;
11) бетонные дороги.
Цель устройства верхних покрытий (слоев износа) заключается, с одной стороны, в уменьшении сопротивления движению, а с другой - в снижении до минимума вреда, причиняемого автомобилем. Приведенная выше последовательность изменения типов покрытий показывает, какими методами и с помощью каких материалов стремились привести дорогу в соответствие с изменяющимися типами повозок.

Выше уже была отмечена необходимость изучения дорожных грунтов с точки зрения устойчивости оснований и сохранности покрытий под действием движения повозок. Нет никакого сомнения что некоторые грунты являются основной причиной расстройства, покрытий.
Сигнализация, регулирование движения, целесообразное устройство пересечений и примыканий, виражи на кривых, разделительные полосы и прочие подобные меры снижают аварийность, обеспечивают лучшую сохранность покрытий и повышают пропускную способность дороги.
Состояние автомобильных шин может служить одной из причин аварий, особенно в случаях заноса. Ввиду этого закон требует, чтобы шины автомобилей и их прицепов не имели дефектов, могущих повредить дорожное покрытие или угрожающих опасностью пассажирам или другим лицам, пользующимся дорогой.

Запрещено также применение гладких и сильно изношенных шин; такие шины, правда, не причиняют вреда дороге, но повышают возможность аварий.

По действующим правилам не допускаются: чрезмерный шум при движении повозок, выпуск отработавших газов или дыма паровых автомобилей, выбрасывание золы и разбрызгивание масел.
Контроль веса автомобилей в Англии не введен. Такой контроль в настоящее время был бы затруднителен ввиду отсутствия удовлетворительных типов переносных (да и стационарных) весов для взвешивания автомобилей.
Вопросы о воздействии на дорогу различных типов автомобилей (2 или 3 оси), скорости, веса, подвески, торможения и пр. требуют еще изучения.

По мнению авторов докладов, для обеспечения экономичности автодорожного транспорта необходимы:
1) целесообразное планирование дорожной сети;
2) широкое обучение населения правильному пользованию дорогами;
3) разделение движения;
4) установление классификации дорог, учитывающей вес и скорость экипажей;
5) изучение физических свойств грунтов;
6) изучение воздействия автомобиля на дорогу.

Счетчик