Уменьшению трещин должно было бы также способствовать устройство поперечных швов и, возможно, усиление поперечного профиля, хотя из опыта Венгрии таких данных усмотреть нельзя.
Следует отметить, что наименьшее количество трещин наблюдалось на дорогах, уложенных на основании в виде земляного полотна и на которых уплотнение бетона производилось трамбованием.

Цементощебеночные дороги. Применение глиноземистого цемента

Ширина трещин в бетонных дорогах обычно не возрастает и колеблется вообще от 1 до 4 мм (в большинстве случаев ближе к меньшему пределу). Заливку трещин производят битумом или асфальтом. Патентованиый состав Befugus, имеющий цвет бетона, не оправдал себя, равно как не оправдал себя и ремонт трещин бетоном.
Содержание бетонных дорог сводится к уходу и ремонту поперечных швов и заполнению трещин. Главная доля расходов падает при этом на уход за швами.

В экономическом отношении бетонные дороги представляют значительный интерес ввиду незначительной стоимости их содержания. Каменные одежды в условиях Венгрии, несмотря на значительно более низкую стоимость постройки, оказываются иногда через 10-15 лет службы более дорогими, ввиду своего дорогостоящего ремонта. Наибольший экономический эффект дают бетонные дороги при постройке их на земляном полотне, которое приобретает большое значение в равнинных местностях, лишенных каменных месторождений.
Построенные с опытной целью участки дорог из бетона на глиноземистом цементе дали отрицательные результаты, заставляющие пока воздержаться от его применения для устройства дорог, несмотря на то, что быстрое увеличение прочности глиноземистого цемента позволяло открыть дорогу через 3-4 дня.
Бетон обнаруживал отчетливо выраженное отслаивание с поверхности и большой неравномерный износ.

Защита бетона из глиноземистого цемента от воздуха на время схватывания привела к некоторому уменьшению износа, который все же оставался значительным и неравномерным.
Для возможности применения этого цемента для дорог должен быть изыскан специальный способ обработки поверхности бетона.

Цементощебеночные дороги строят в Венгрии двумя способами:
1) по типу сандвич с рассыпкой слоя щебня, наложения на него слоя раствора толщиной 3 см и рассыпкой верхнего слоя щебня с последующей укаткой всех трех слоев;
2) заливкой раствором во время укатки, единовременно уложенного в один слой (10-12 см) всего щебня.

Цементощебеночные одежды применялись в Венгрии для покрытия старых дорог (перед укладкой они должны быть очищены) и при постройке новых дорог. В обоих случаях приходится считаться с тем, что под уплотняющим действием катка выжимается из раствора цементное молоко, насыщенное мелкими минеральными частицами, увлеченными из основания, на котором производится укладка. Эта жижа, омывая раствор сверху, ухудшает его сцепление и служит причиной последующих дефектов цементощебеночной одежды.

Для цементощебеночных покрытий применяется раствор 1 : 4 по весу; песок крупностью до 1 мм при соотношении щебня и раствора 1 : 3, что отвечает расходу цемента на 1 мг покрытия от 16 до 20 кг (при толщине неукатанного слоя щебня 10-12 см). Раствор приготовляется машинами или вручную, при чем он дополнительно подвергается перемешиванию при доставке его к месту укладки. Консистенция раствора - текучая.
Цементощебеночные покрытия долговечны при равномерном распределении раствора в щебне и при тесном прилегании щебенок, в силу чего существенно, чтобы объем раствора (независимо от количества цемента) был несколько меньше предполагаемого объема пустот щебня.

Счетчик