Краевые части дороги шириной по 3 м, назначенные преимущественно для экипажей, запряженных лошадьми или волами, имеют толщину 15 см и построены из цементоизвесткового бетона состава 1:1:5:8. Известь - слегка гидравлическая. Сопротивление сжатию кубиков цементоизвесткового бетона при размере их 20 см оказалось 25, 30, 32 и 35 m соответственно через 7, 14, 21 и 28 дней. Стоимость известкового бетона приблизительно вдвое ниже стоимости цементного бетона; срок службы - больше, чем срок службы цементированного шоссе или черных дорог облегченного типа.

Цементощебеночные дороги

Опыт показал, что стоимость содержания бетонных дорог незначительна; она в 18 раз ниже стоимости содержания черных дорог.
Глиноземистый (бокситовый) цемент применялся в небольшом количестве в виде опыта. Специальные цементы в небольшом количестве применялись только для покрытий типа Солидитит и Рубенит.

Песок применялся мелкий (дунайский) с 75% фракций менее 1 мм; смешением с высевками и искусственным песком гранулометрический состав его изменялся таким образом, что кривая располагалась между кривыми Фуллера и Германа. Щебень применялся базальтовый и андезитовый (крепость породы 2500 кг/см2 и высокая морозоустойчивость). Известняковый щебень, как показал опыт, может дать бетоны с высоким сопротивлением сжатию, но с незначительным сопротивлением износу, что делает его применение для дорожного бетона уместным лишь при отсутствии изверженных пород. Гранулометрический состав щебня имеет большое значение для качества дорожного бетона до крупности 15 мм; значение гранулометрического состава более крупных фракций существенно меньше. Опыт показал, что при исправлении гранулометрического состава естественных песков целесообразно вводить базальтовую или андезитовую крошку, содержащую соответственное количество очень мелких фракций (муки). При этом было замечено, что сопротивление бетона сжатию не уменьшается, а сопротивление износу увеличивается.

Содержание цемента в 1 м3 принимали сначала равным 350 кг, а в более поздних постройках - 300 кг, при чем переход на пониженную дозу не повлек за собою снижения показателей механических свойств в силу более тщательного контроля материалов и производства бетона. Водоцементное отношение колебалось в пределах 0,35-0,45. От бетона требовалось, чтобы осадка конуса была, бы не более 2 см; фактически обнаруженная осадка конуса лежала в пределах 0,5-1,0 см. Следует отметить, что осадка конуса менее 2 см, получающаяся при сильном уменьшении дозы воды, может в отдельных случаях привести к несовершенной укладке, снижающей долговечность бетона и приводящей к неровному профилю.

Качество дорожного бетона контролируется в Венгрии перечисленными ниже испытаниями, применительно к которым приведены нормальные требования и показатели свойств, установленные при испытании (наименьшие и наибольшие).

Полученные результаты испытания образцов из одежды в сопоставлении с поведением этих одежд в эксплуатации позволяют считать, что для дорожного бетона сопротивление сжатию не является главнейшим механическим свойством и что громадная роль принадлежит сопротивлению растяжению, на износ, на удар и также водо-поглощаемости. Наблюдаемые на дорожном бетоне трещины указывают на недостаточно высокое его сопротивление разрыву, и поэтому именно к повышению этого свойства бетона и следует стремиться, что в свою очередь требует цементов с высоким сопротивлением разрыву.

Счетчик