Непосредственных измерений одежд с точки зрения их ровности, волнистости, скользкости (в сухом и влажном состояниях), шероховатости, прочности (на сжатие, скалывание, упругость, истирание, сопротивление удару), усадки и температурных изменений.
Хотя научно-исследовательские работы дали известные результаты, тем не менее исследования должны быть продолжены, чтобы добиться новых успехов.

Дорожное строительство и цемент. Исследования морозостойкости бетонных одежд.

По этому вопросу представлено 9 докладов, из которых можно заключить, что после Вашингтонского конгресса значительное распространение получили шоссе с применением цемента.
В Австралии применяют способ пропитки с введением арматуры. Эти одежды хорошо выдерживают среднетяжелое движение и не требуют устройства специального слоя износа.

В Британской Индии и Китае этот тип одежд не нашел применения вследствие недостатка в рабочей силе и опытном руководстве. В Индии эти шоссе уже на седьмой день открывают для весьма тяжелого движения.
В Германии одежды, построенные по способу сандвич, хорошо выдерживают среднее движение без применения защитного слоя.
В Англии были получены также хорошие результаты для полутяжелого движения.
По данным французского доклада устроенные по способу сандвич одежды толщиною в 10-15 см при среднем движении не требуют защитного слоя.

В Японии способ сандвич также дал хорошие результаты на уклонах, доходящих до 9%.
Опыты, произведенные в Польше в 1927 и 1928 гг., дали плохие результаты, объясняемые тем, что был применен неподходящий инертный материал и что дорога была открыта для движения через 48 часов после укладки. Построенная в 1930 г. по способу сандвич одежда дала хорошие результаты без защитного слоя. Однако через несколько месяцев все же пришлось произвести некоторый ремонт разрушений вследствие применения загрязненного щебня.

Цементированное шоссе устраивают толщиною 10-12-15 сж на прочном грунте. Гранулометрический состав щебня следует брать таким, чтобы он хорошо уплотнялся при укатке. Предпочтительны равномерные смеси из зерен от 3 до 6 см. При выборе каменного материала необходимо обращать внимание на его чистоту, кубическую форму щебенок, шероховатость их поверхности и прочность на сжатие.
Применяемый для шоссе цементный раствор состоит из части цемента на 2-3 части песка, не слишком мелкого, но остроугольного. Количество раствора рассчитывают так, чтобы его хватило на заполнение всех пустот, оставшихся в щебне после укатки.

Для отделки поверхности одежды укатывают тонкий слой раствора совместно с высевками не крупнее 8 мм.
Проблема швов является весьма важной для одежд этого типа. Поперечные швы делают через 10-15 м. В последнее время начали применять продольные швы специальной конструкции.

Научные достижения. Новые достижения в области строительства одежд этого типа, основанные на результатах научно-исследовательских работ, заключаются в том, что в них достигнута прочность на сжатие, скалывание, истирание и морозостойкость, почти одинаковая с такими же свойствами бетонных одежд.

В этой области также можно отметить известные достижения. Бетон в качестве оснований для дорожных одежд в особенности предпочитают в городах. Однако его применяют для этой цели также и при постройке внегородских дорог.
Для увеличения безопасности движения и уширения существующих дорог недавно попробовали укладывать две бетонные ленты шириной от 0,60 до 1,00 м. Светлая окраска этих лент увеличивает безопасность движения ночью.
Можно также упомянуть о бетонных основаниях толщиной 10-15 см, устраиваемых под мозаиковые и клинкерные мостовые.

Счетчик