Железобетон и архитектурная форма. Излишнее нагромождение масс

Общей чертой этих зданий является стремление к массивности, к искусственному нагромождению масс, тогда как железобетонная конструкция обеспечивает противоположные качества: преодоление массивности, повышение статической полезности материала таким образом, чтобы минимальное количество его давало максимум полезной энергии. Именно поэтому и противоречит здравому смыслу та маскировка тонких рамных конструкций массами материала, которые железобетонную конструкцию, как таковую, делают совершенно бесполезной, так как они уже сами по себе настолько сильны, что могут принять и выдержать нагрузку.

Железобетон и архитектурная форма. Излишнее нагромождение масс

Это расхождение между формой и конструкцией — не случайно. Оно является в высшей степени характерным для нашего времени. Разложение архитектуры за последнее столетие является следствием, главным образом, того факта, что правильное само по себе разделение областей работы инженера и архитектора повело к отчуждению этих двух дисциплин, и получилось параллельное сосуществование их без внутренней связи, и чувство взаимной зависимости материала, конструкции и формы было совершенно потеряно. Только в последнее время влияние материала и конструкции на форму было снова признано, и это признание выражается в стремлении к восстановлению единства всех элементов, того единства, которое является основой развития архитектуры.

Одной из первых попыток найти это новое оформление является сконструированная Э. Мендельсоном Эйнштейнова башня в Потсдаме. В противоположность тем приемам внешней маскировки, о которых говорилось выше, здесь делается попытка развить архитектоническую композицию этого своеобразного здания из самого материала, предоставить пластическую форму свободному возникновению и развитию, давая, до известной степени, лепку из материала, попытка оформления, которая, во всяком случае, не соответствует техническому процессу железобетонного строительства.

Другие попытки такого оформления возникли в связи с экспрессионизмом и конструктивизмом. Характерная особенность этих работ состоит в том, что они проникнуты индивидуализмом формы, использующим конструктивные возможности для овеществления своих пространственных концепций.

Например, церковь Отто Бартнинга представляет собой опыт экспрессионистской архитектуры, в котором конструктивные возможности железобетона подчинены формальным целям.
Построенный Ритвельдом жилой дом Шредера в Утрехте является очень близким по идее к методам конструктивизма. Это артистическая игра с горизонтально или вертикально расположенными Плитами, лишенная необходимой структурной связи, без которой здание не может существовать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *