Железобетон и архитектурная форма. Влияние Классицизма во Франции

Как средневековый, так и классический мир форм оказал свое влияние на оформление железобетонных зданий, в особенности во Франции, где традиции Классицизма живы по настоящий день. Да, преклонение перед прошлым было настолько велико, что далеко, не сразу была сделана попытка дать новой конструктивной идее соответствующее архитектоническое оформление.

Железобетон и архитектурная форма. Влияние Классицизма во Франции

В этом и заключается причина противоречия между смелыми консольными конструкциями построенной Эннебиком мельницы в Нанте и ее выведенными по схемам Классицизма фасадами, с их бессмысленными пилястрами и карнизами. А между тем именно консольная конструкция могла далеко вынести все верхние этажи над нижними и обратить их в активный элемент оформления, приблизительно так же, как в здании ливерпульского ангара.. В этом находит свое выражение та неуверенность в выборе средств оформления, от которой не был вполне свободен сам Перре. Его зал большого магазина Эспер в Париже является одной из самых совершенных железобетонных конструкций, но внешний вид этого здания не дает ни малейшего указания на элегантность внутреннего оформления, точно так же, как В его «Theatre des Champs Elysees» в Париже, построенном целиком из железобетона, навеянное схемами Классицизма расчленение фасада лишает возможности составить какое-либо представление об основных чертах внутренней структуры здания. Но всякий раз, когда Перре приступает к работе без предвзятого намерения создать .«представительную» архитектуру, он оказывается в состоянии дать конструктивным требованиям соответствующее выражение. Примерами могут послужить его жилой дом на ул. Франклин в Париже и здание складов в Казабланке.

Стремление к репрезентативности является роковым для строительного искусства. В большинстве случаев оно вызывается намерением сделать из вещи нечто большее, чем она есть, как это в особенности проявляют некоторые «современные» немецкие здания. Ложно понимаемое стремление к представительности является причиной того, что из склада хотят сделать «дворец», из здания, предназначаемого для контор,-«замок», а из планетария — «памятник».

Построенный Вильгельмом Крайсом склад Тиц в Эльберфельде является примером того, как железобетонное здание можно облечь в такую «монументальность», что его существеннейшие черты исчезнут совершенно. Для рамной конструкции из тонких элементов воздвигнут один из тех самодовлеющих фасадов, которые по декоративным соображениям требуют такого количества материала, что не только несут свою собственную тяжесть, но могли бы с удобством нести и тяжесть перекрытий, воспринимаемую здесь особыми опорами. Но если в этом здании рамная конструкция еще дает себя почувствовать в некоторой подчеркнутости устоев, то в построенном архитекторами X. и О. Герсон доме Баллина в Гамбурге эта конструкция совершенно исчезла за сплошными клинкерными стенами, так что ни одному человеку в мире не может при в голову, что он имеет здесь дело с железобетонным сооружением. Наоборот, отвесные устои на углах, напоминающие контрфорсы готических соборов, придают этому зданию самый ортодоксальный вид дома из кирпичной кладки.

Но самое ошеломляющее несоответствие между формой и конструкцией мы имеем в построенном Вильгельмом Крайсом здании планетария в Дюссельдорфе. Железобетонное ядро здания, его элегантные тонкие опорные столбы, несущие купол с пролетом в 30 м и еще особый купол планетария, который при помощи противовесов может передвигаться на 30 г.по высоте,- обращено в тяжелую массивную стену. Шестнадцать несущих тонких бетонных столбов обратились в сорок восемь каменных декоративных устоев. Эта облицовка обратила легкую рамную конструкцию в тяжеловесный монумент, в котором тонет остроумное и полное смысла изобретение архитектора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *