Французская архитектура. Крытые рынки

Проблема, вызванная потребностями крупного городского центра XIX века, является всецело транзитной проблемой: в продолжение нескольких часов необходимо повседневно подвозить, и распределять товары для миллионного населения. Таков главный рынок в Париже
Какие функции должен выполнять крытый рынок? «Он должен служить защитой от дурной погоды и вместе с тем состоять из открытых помещений со свободной циркуляцией воздуха. Вследствие этого, его предохраняют от застаивания запахов и делают удобным для подвоза товаров». Что для этого требуется? «Свобода передвижения, свежий воздух (ie grand air), свет, самая широкая обозримость» («Revue generale d architecture» 1854).

 

Французская архитектура. Крытые рынки

 

Это требование легкой обозримости и возможности быстрого транспортирования, которому могли удовлетворить только новые строительные материалы, предъявляются при разрешении всех новых строительных проблем. Если бы мы хотели установить, на каком этапе развития находимся мы в настоящее время, то убедились бы, что те же требования, которые предъявлялись архитекторам в то время в отношении отдельных строительных задач, сейчас ставятся в отношении строительства целых городов. В этом и состоит прыжок от актуальной в то время задачи овладения пешеходным движением к актуальной в наше время задаче овладения движением транспорта (автомобилей).
Виктор Бальтард, имя которого останется связанным с постройкой парижского рынка, не был ни значительным архитектором, ни крупным конструктором. Он выстроил сперва тяжелый каменный павильон (1851 1852) и после путешествия в Англию убедился, что и там нельзя научиться чему-нибудь новому. Он получил одобрение со стороны членов парижского муниципалитета, которые, как сообщает Буало, усматривали монументальный стиль только в сооружениях из камня.

 

Но наряду с ним были люди, которые прекрасно понимали, как нужно подойти к этой проблеме. Прежде всего это были Горо — архитектор и Флашастритель железных дорог. Ими и другими, уже задолго до того, как Бальтард выстроил свой каменный павильон, были предложены проекты. Горо никогда ничего не строил, но он предчувствовал и предвосхитил пути дальнейшего развития архитектуры. На его плане крытого рынка видна смело очерченная парабола в 86 м в пролете. Она опоясана каменной стеной, и потребовались бы большие массивы стен, чтобы уравновесить боковое давление. Флаша дал проект, который в сущности лег в основу позднейшего сооружения Бальтарда, но который при всей своей реальности был бесконечно свободнее, чем то, что выстроено Бальтардом. Вполне соответствует ходу дальнейшего развития то, что пионер железнодорожного строительства нашел самое изящное и практическое разрешение задачи: он привык работать, не встречая препятствий. В основу проектов этих широко пролетных помещений для рынка со скрепами Полонсо была положена мысль: «Жертвовать, насколько возможно, массой, чтобы освободить пространство» Сосредоточить несущие части в возможно меньшем количестве пунктов. По возможности избегать употребления колонн, в результате чего образуются большие пролеты.

 

Один из павильонов Бальтарда был уже выстроен, когда заинтересованные лица выступили против «рыночного укрепления», в котором «овощи и они сами были заключены, как в какой-то крепости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *