Проблема жилища в архитектура. Однообразие.

В архитектурной обработке особнячка наблюдается постепенный переход от того романтического воззрения, которое думало вначале найти разрешение художественной задачи в уменьшенном воспроизведении буржуазной дачи, к менее прекраснодушному, но более деловому пониманию проблемы. При этом научились создавать простыми средствами и спокойной замкнутой трактовкой формы, а в особенности усиленным использованием красок, характерные, соответствующие цели типы построек. И здесь благотворные стимулы дало рабочее жилищное строительство.

 

Проблема жилища в архитектура. Однообразие.

 

Уже давно прошли те времена, когда рабочим поселкам придавали показной вид по образцу английских рекламных деревень. Исходя из хороших образцов сельских построек, в особенности из старого небольшого крестьянского дома, архитекторы пытались выработать новые формы дома, которые соответствовали бы современным жизненным потребностям и удовлетворяли бы тем повышенным требованиям, с которыми в настоящее время, вследствие общего повышения жизненного уровня, нужно считаться и в отношении тех слоев, которые ведут сравнительно простой образ жизни. Эти попытки привели уже в ряде случаев к хорошим результатам, как это показывают рабочие поселки Круппа в Эссене, Шмидта в Геллерау и многие другие. Они оказали также благотворное влияние на формирование буржуазного особнячка, для которого всюду начинают вырабатываться определенные типы постройки; эти типы могут быть в различных местностях различные, в зависимости от климатических условий и особых жизненных обычаев, но их основные формы в общем одни и те же. Эти основные формы, будучи объединены в группы или длинные ряды, повторяются в однородной трактовке или же чередуются внутри одной и той же группы с другими менее крупными или более крупными формами. Такого рода однообразия нельзя избежать, так как строительные потребности в пределах какого-либо рабочего или мелкобуржуазного поселка в общем едва ли отличаются для отдельных домов; это однообразие даже необходимо по экономическим основаниям. Ибо стоимость постройки небольшого дома существенно уменьшится, если для отдельных строительных элементов — окон, дверей, переплетов и т. д. — будут установлены определенные единые формы и размеры (стандарты), так что станет возможным массовое фабричное производство этих частей.

 

Такого рода однообразие не наносит, однако, никакого ущерба художественному впечатлению; скорее напротив, посредством правильного повторения определенных единых форм становится возможным создание спокойных и завершенных архитектурных образов. Опасность однотонной схематизации может быть легко избегнута, если выделить отдельные дома более богатым фронтонным украшением или особым оформлением входов, если длинные ряды построек расчленить выступами и отступами, если группировать дома вокруг выходящего на улицу жилого двора или если кое-где в особых, определенных уличной линией местах нарушить цветовое единство, скажем, среди домов с желто оштукатуренными плоскостями фасадов поместить дом с темно-красным кирпичным фасадом. Кроме того уже цветовая трактовка отдельных частей дома, в особенности видных деревянных частей — забора, дверей, ставней и т. д., дает отличную возможность внести достаточное разнообразие в общий облик.

 

Несмотря на большие преимущества не большего односемейного дома, многоэтажный дом по многим основаниям не исчезнет в больших городах; для определенных кругов населения он является почти неизбежным. В больших городах всегда найдутся люди, которые, частью из склонности, частью под давлением личных обстоятельств, предпочтут этажную квартиру в доходном доме. Далее, иные обитатели большого города предпочтут, как шутливо сказал однажды венский архитектор Отто Вагнер, исчезнуть «в качестве номера такого-то» в огромной толпе, чем, живя в собственном домике, слышать ежедневно: «Доброе утро!» или «Как вы спали?» от своих соседей. С другой стороны, существует целый ряд профессий, которые либо вовсе не совместимы с обитанием вне города, либо связаны при этом с определенными жертвами. Они едва ли сумеют, подобно служащему или купцу, совершенно отделить друг от друга дело и жилище. Многоэтажный доходный дом не является идеалом жилого дома, но во многих случаях он является вынужденной необходимостью. Поэтому его и необязательно следует рассматривать как зло, каким, однако, является массовый доходный дом по берлинскому образцу с пятью этажами, с боковыми флигелями и поперечными строениями, с узкими дворами и лишенными света и воздуха квартирами; этот тип стал в настоящее время нормой и, к сожалению, укоренился со всеми своими строительно-техническими недостатками даже там, где усиленное использование земли ничем не оправдано — и меньше всего экономическими основаниями. Если многоэтажные дома строить лишь на некоторых главных улицах и в районах с очень дорогими строительными участками, если максимальная высота устанавливается вместо пяти три этажа, если число квартир в одном доме не превышает шести, максимум — восьми, если даже посредством уменьшения глубины блока и установления задней линии постройки обеспечить достаточный приток света и воздуха, — тогда и многоэтажный дом может давать удовлетворительные и здоровые жилищные условия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *