Концепция храма как единого организма вводит колоссальный ордер для оформления портала. Аналогичное явление мы наблюдаем у Палладио, храмы которого считаются образцовыми. Против этого возражает Люсо; примененный на больших сооружениях колоссальный ордер вызывает впечатление не величия, а чего-то подавляюще-гигантского и потому рекомендуются два или три ордера, которые можно легче выдержать в масштабном отношении к человеку. Тем не менее церковь Сен Жернэ называют «робко» выполненной. Патт предлагает колоссальный вестибюль для церкви Сент Эсташ. Такой колоссальный вестибюль с пластикой, обогащенной особой комбинацией угловых колонн, устраивается архитектором Суффло для Пантеона.

Архитектура классицизма. Концепция храма.

Принцип применения колоссального ордера вокруг всего сооружения проводится для церкви св. Мадлэн в Париже. Таким образом, синтезирующий Классицизм дошел до совершенной простоты греческого храма. Но при сравнении ясно ощущается функционально-скульптурная концепция античной пластики, с одной стороны, и интеллектуально-математическая установка Классицизма, с другой.
Башни фасадов исчезают как элемент, нарушающий единство впечатления. Купола, по Луссо, считаются «преувеличенными и неуравновешенными готическим вертикализмом». Относительно куполов Брунеллески, Микельанджело и Врена господствует мнение, что их возводили, «руководствуясь чувством уважения и восхищения системой готической архитектуры». По отношению к собору Инвалидов такая установка, несомненно, правильна. Возможность преодоления такого вертикализма ясна на примере Пантеона, хотя здесь сказывается влияние собора св. Павла в Лондоне. Мощный архитрав и отодвинутый купол создают тот четко разграничивающий уступ между барабаном и куполом, к которому стремится формообразующее чувство Классицизма. Так же, как и в церкви Мадлэн, тут наблюдается независимая от внутреннего оформления ритмика внешнего. Ранний проект Суффло дает еще более богатое разрешение темы.

В отношении гражданских сооружений можно сказать, что принцип ордера с одинаковой четкостью проводится как для внешнего, так и для внутреннего оформления. Таковы примеры выступа колонн здания Монетного двора, реконструкции Версаля, зданий площади Согласия. Реконструкция Королевского дворца проводится еще с двумя ордерами, но в общем при сооружении дворцов уже предпочитают единый колоссальный ордер.

Таков, для примера, отель дю-Шателэ в Париже, сооруженный в 1770-1771 гг. архитектором Шернителем, с прекрасными помещениями в -стиле Классицизма. Там же для отеля Галифэ целый вестибюль с восемью колоссальными колоннами. Архитрав в данном случае непосредственно и жестко граничит со стеной, и только карниз лентообразно обвивается вокруг архитектурного организма. Как pendant к церкви Мадлэн на набережной р. Сены возвышается дворец Бурбонов со своим фасадом античного храма.

Счетчик