Эпоха Рококо трактует лестничную клетку как изолированную единицу в пространственном целом. Заранее можно было бы сказать, что Классицизм разовьет этот изолированный элемент до его совершенства. Ж. Ф. Блондель находит, что самые лучшие помещения для лестниц должны иметь квадратный или прямоугольный план. Такая лестница, включенная в круглое пространство, находится во дворце Сассенэ в Дижоне. Прекрасная витая лестница устроена В. Луи в отеле Боайе-Фонфред в Бордо.

Архитектура классицизма. Эпоха Рококо.

В особняке Телюееон имеется прямая (без поворотов) парадная лестница. Но эта упрощающая четкость в разработке лестницы сосредоточивается лишь в разработке самой лестничной клетки, не затрагивая ее отношения к другим помещениям. В этой области французский Классицизм вначале даже отличается еще более богатыми комбинациями, чем Рококо, и мы подчеркиваем это положение, противоречащее обычно принятым представлениям. В целях гармонизации мотива лестницы с общей пространственной симфонией архитекторы пользуются итальянскими и античными источниками: лестница включается в аксиальном порядке, а не двумя маршами. Да собственно и нет необходимости обращаться к гражданскому зодчеству Италии, так как и во Франции уже давно применялся такой метод парадного включения лестниц в многоэтажное здание. Сложный вопрос освещения лестниц в переднем вестибюле, непосредственно связанный с освещением самого вестибюля и прилегающего салона, разрешается устройством лестницы, освещаемой церхним светом: в ротонде дома Галифэ лестница расположена сбоку и одновременно соединена с подъездом. По аналогичному принципу бокового включения лестничной клетки в корпус устроена образцовая лестница Королевского дворца Контаном д Иври. Тяжелая пластика лестницы в особняке Бретеньер в Дижоне плотно введена в не менее жестко разрешенную лестничную клетку, расходясь после подъема на два марша, которые вновь соединяются на площадке перед вестибюлем и залом.

Нельзя не упомянуть для контраста лестницы палаццо Баролло в Турине, чтобы одним взглядом охватить весь огромный путь пространственных концепций XVII и XVIII веков, затронутых в нашем обзоре; с одной стороны, мы видим богатую динамику пространства, через которое в сход перекинут наподобие моста, с другой - твердо прилаженные к стенам помещения марши. В ныне разрушенном особняке Броньяр лестница были устроена Гаппом (1798) в центральном помещении здания. Относительно прославленной лестницы Демазона «а deux rampes» (B два спуска) в здании бывшего архиепископского дворца в Париже мы, к сожалению, не располагаем более подробными данными.

Счетчик